У актрисы Юлии Пересильд за плечами такие «непростые» роли в картинах «Палач», «Битва за Севастополь», «Дело гастронома №1» - и, наконец, роль Людмилы Марковны Гурченко. Согласитесь, не каждая актриса отважится сыграть роль Примадонны. А Юлия рискнула. И, пожалуй, попала «в точку».
От автора
Мы договорились встретиться с актрисой в кафе. Юлия задерживалась. Я сидела и думала: вот придет сейчас «звезда» и скажет: «Пять минут, пять минут! У меня для вас всего пять минут!» И что тогда будет с интервью?
Мои мысли развеял приятный женский голос: «Вы Татьяна? Извините, пожалуйста, я немного задержалась. Давайте выпьем чаю!»
Да, это была актриса Юлия Пересильд. Она совершенно не хотела понравиться, была естественна, без косметики, но в потрясающем платье «а-ля Гурченко». И мне так захотелось расспросить Юлию о том, как же она не побоялась сыграть Легенду? Итак, все началось с Людмилы Марковны.
- Юлия, вы сразу согласились на роль Людмилы Марковны Гурченко?
- Когда режиссер фильма Сергей Алдонин предложил мне принять участие в пробах, я долго не соглашалась. Для меня казалось, что это просто нереально! Я же совершенно не похожа на Людмилу Марковну. Я просто боялась прикоснуться к жизни этой удивительной женщины. Прекрасно понимала, что эту картину будут смотреть многие, и многие меня могут «растоптать», сметут критикой. Но режиссер настаивал. Он говорил: «Я был дружен с Гурченко. Знал ее характер, темперамент, изучил интонации, выражение лица. Я помогу тебе». Алдонин убедил меня, что я смогу передать те нюансы, ту прелесть, которыми обладала эта замечательная актриса. И он мне помог. Конечно, мы не ставили задачи о похожести внешности, но задор, боевой настрой, искренность, эмоциональность – это да!
- Юлия, что было самое сложное на съемках?
- Я понимала, как сыграть такую женщину в 50 лет! Но что делать с 18-летней? Да, мне легче сыграть возрастную героиню, чем совсем девочку.
- Но почему?
- Возможно, потому что за плечами у меня были сложные военные роли. А возможно, я сама взрослею (улыбается).
- Мне показалось, что вы не пытались быть похожей на Людмилу Марковну. Это так?
- Да, я не стремилась быть похожей на Людмилу Марковну. Я хотела понять ее изнутри, прочла море книг о ней, ее автобиографические книги «Аплодисменты», «Мое взрослое детство». Я просмотрела огромное количество интервью с ней и, конечно, фильмы. Мне важно было передать зрителю, что эта великая актриса всегда была предана своей профессии.
- Сыграть такую роль –невероятно сложно! Не только даже физически, но и мне, кажется, что на каком-то неосязаемом уровне. Были ли мистические «моменты» во время съемок? Людмила Марковна – женщина – загадка.
- Да. Я на физическом уровне ощущала ее присутствие. Мистика. Я интуитивно понимала, когда она недовольна, а когда «дает добро». Да, я чувствовала это». Людмила Марковна Гурченко прошла по моей жизни. Такие сложные съемки вряд ли забудешь!
- Юлия, я вот чувствую, что вы девушка достаточно независимая. С сильным, упорным характером. Такой вы родились или жизнь «заставила»?
- Думаю, что характер закладывается еще в детстве. Возможно, я была в меру послушной девочкой, умела находить со всеми общий язык и была приучена родителями к труду. Меня не надо было просить, например, выучить стихотворение на 8 Марта. Я вызывалась сама. А когда просили спеть, то с огромным удовольствием пела. Я была заводилой в школе. Могла, например, сутками напролет рисовать школьную газету. Закончатся уроки – я иду в класс рисования. Нужно что-то сделать – пожалуйста! Мне все это было по сердцу.
- Вас воспитывали в строгости? Или родители доверяли вам?
- Знаете, родители доверяли мне, никогда не контролировали. Конечно, в младших классах проверяли уроки, но я всегда училась отлично.
- А когда вы поняли, что хотите быть актрисой? Родители поддержали вас?
- Я с детского садика хотела стать актрисой. И четко знала, что у меня все получится. Родители… Думаю, что они не испытывали полного восторга от профессии актрисы. Но это же был мой выбор! Да, родители мне иногда говорили: «Что за глупости? Какая ты актриса?» Но мне хотелось быть актрисой. Более того, я думала, что стану певицей. Когда я училась в школе, то пела в местной самодеятельности. Пела довольно неплохо. И наш директор решил, что мой певческий талант нужно показать в Москве, на программе «Утренняя звезда». Сам сочинил песню, добыл денег. Вот так я из родного Пскова отправилась в Москву! Увидела столицу и пропала!
- В каком смысле?
- Я просто влюбилась в этот город! Почувствовала, что хочу жить, учиться и работать в Москве.
- Ваша мечта сбылась. Москва вам «отдалась» без боя?
- Когда еще жила в Пскове, то Москва мне просто снилась. А девушка я упертая: подговорила свою подругу после школы рвануть в Москву! И обязательно во МХАТ. Вот хотела там учиться. Сели мы в поезд, один чемодан, денег кот наплакал, но радости – море! А уверенности – океан! Но все это быстро исчезло, когда я увидела, как одеты другие поступающие: чистенькие, холеные, причесанные. А я только с поезда. На мне был такой серый свитер с огромным хомутом, а под ним старенькая майка, в которой я спала в поезде. И во время прослушивания произошло ужасное: меня попросили снять свитер. Как я могла? Я просто расплакалась и убежала.
- И вы вернулись домой?
- Да. Вернулась с уверенностью, что через год вновь поеду поступать! Но что делать этот год? Решила, что не стану бездельничать (улыбается), а пойду учиться. Собрала документы и поступила в Псковский пединститут на филологический факультет.
- Так вы через год вновь отправились в Москву?
- Конечно! Я же девушка упертая. Приехала, прошла прослушивание в РАТИ (ГИТИС). Да! Меня прослушали и сказали, чтобы я принесла документы. А они у меня в Пскове, в пединституте. Я же не думала, что все в Москве «закончится» успешно. Но меня заметили. Пока документы «ехали» в Москву из Пскова, то мне пришлось немного «побомжевать».
- Объясните!
- А что тут объяснять? У меня не было практически денег, не было документов. И куда идти? Приходилось ночевать на вокзале. Ничего страшного! Это все мелочь. Только закаляет! Я же стала студенткой РАТИ!
- А дальше все пошло, как «по маслу»?
- Нет! После того, как я получила диплом, то мне казалось, что все театры Москвы примут меня. Я же им нужна! Увы. Да, я не ходила на постоянные прослушивания в театры. Я ждала. Ждала, что меня позовут. И позовет непременно потрясающий режиссер. Это не гордыня, а элементарное уважение к себе. Да, я ждала, но меня никто не звал! И когда я уже собралась уезжать в родной Псков, то раздался звонок от потрясающего режиссера Кирилла Серебренникова, который пригласил меня на роль Сюзанны в спектакль «Фигаро. События одного дня». О таком только мечтать можно! Меня заметили и стали приглашать на разные прослушивание.
- Да, ваше терпение получило «награду». Думаю, что не случайно: нужно уметь ждать. Согласны?
- Да, я думаю, что в моей жизни нет случайностей. Я получаю те роли, которые мне нужны. Роли, которые заставляют меня смеяться, плакать, чувствовать. У меня не было ни одной роли, которая была бы мне неинтересна. Очень дорог мне фильм «Битва за Севастополь». Я же сыграла там реальную женщину-снайпера Людмилу Павличенко. Мне эта роль досталась не так уж и легко. Людмила в Крыму – национальная героиня. Когда мы приехали на место съемок, то многие жители сомневались в моей кандидатуре: слишком молода, светленькая, совсем девочка. А Людмила – гарна дивчина с боевым характером! Долго я доказывала на съемочной площадке, что имею право играть эту удивительную женщину. Как? Я просто работала! Работала на совесть. И мы нашли общий язык с жителями. Кстати, когда я прошла пробы, то была уже на седьмом месяце беременности.
- Как? И режиссер, простите, не заметил?
- Да, режиссер не заметил. У меня был животик маленький и аккуратный. Открылось все, когда режиссер спросил: «Юля, а какой у вас вес обычно?» Вот так. Но на процесс съемок «мое положение» не повлияло. Фильм удался! Нашу съемочную группу приглашал в Кремль Дмитрий Анатольевич Медведев, чтобы поблагодарить за фильм. А это дорогого стоит.
- Юлия, вы всегда неохотно говорите о своем личном. Почему?
- Я очень не люблю, когда бесцеремонно вторгаются в мою личную жизнь. Очень не люблю сплетни. Зачем их печатают журналисты? Можно же спросить! Если захочу – отвечу!
- Тогда давайте поговорим, например, о ваших дочках.
- Да, у меня есть Машенька и Анечка. Но о них еще рано говорить. Я человек не суеверный, но пытаюсь своих родных оберегать от лишних разговоров. Когда сочту нужным, то расскажу! Для меня главное, чтобы мои родные были здоровы, чтобы не испытывали боли, предательства. Конечно, я всегда помогу дочкам, но и даю им право выбора. Думаю, что я демократическая мама.
- А о мужчинах можем поговорить?
- Только в общих чертах! Могу сказать, какие мужчины мне нравятся. Хорошо, чтобы мужчина был умен, хорошо, чтобы мужчина был талантлив, хорошо, чтобы просто был. Сегодня с сильным плечом дела обстоят сложно. И дело тут не в финансах. Возможно, мужчины стали просто немного инфантильны? А может, считают, что за них думать будет женщина?
- А чтобы вы не простили мужчине?
- Думаю, что если женщина любит, то может простить все! Возможно, даже предательство. Но если это только настоящее чувство. Пусть даже со стороны женщины.
- Юлия, вам удается хоть иногда «пожить для себя»?
- А что это такое? Серьезно! Честно, у меня нет времени для «пустоты». Я мать, актриса, а еще являюсь попечителем благотворительного фонда «Галчонок». Это негосударственная организация, которая помогает детям с проблемами ЦНС. Это страшно, когда болеют дети. Мимо этого проходить нельзя!
- Что вас ведет по жизни, кроме семьи, работы, помощи детям?
- Вера. Вера в Бога. Я помню, как бабушка отвела меня в церковь и покрестила. Это было очень тепло. И когда я приезжаю в Псков, то обязательно иду в эту церковь. Мне становится тепло, как в детстве, уютно и проблемы уходят сами собой.
- Благодарю, Юлия, за интервью.
- И вам спасибо.
Фото автора - Юлия Пересильд и Татьяна Тимука