Как в огромном киноморе найти хорошие российские фильмы для детей и взрослых
18 марта 2019, 13:12 [«Аргументы Недели», Ольга ДУНАЕВА ]
В современной российской культуре великое множество фестивалей, конкурсов, наград. И только единицы из них можно считать по-настоящему независимыми. Премия за доброту в искусстве «На Благо Мира» как раз из них. Проходит она в интернете на сайте nablagomira.ru в течение года. Голосуют за работы зрители. И только на финальном этапе победителей окончательно определяет Экспертный совет из числа известных деятелей культуры, искусства и общественной деятельности.
Премия вручается в 12 номинациях: «Художественное кино», «Художественное кино. Дебют», «Документальное кино», «Телепередачи», «Художественная литература», «Познавательная литература», «Видеоролики», «Анимация», «Театр», «Популярная песня», «Авторская песня», «Интернет-сайты». Участвовать могут и профессионалы, и любители. Главное – чтобы произведение раскрывало тему доброты и нравственности.
Об этом уникальном проекте в интервью «Аргументам недели» рассказала продюсер Премии Ольга Дунаева.
- Что же такое Премия «На Благо Мира»? Чем она отличается от других?
- «На Благо Мира» - не просто премия. Это огромный социальный проект. Голосование и вручение наград – далеко не главная цель. Главное – создание интернет-пространства доброй культуры. Придумали его народная артистка России Валентина Толкунова и писатель, общественный деятель Александр Усанин, который руководит Премией по сей день.
Наш портал – место встречи авторов, создающих добрые и нравственные произведения, и аудитории, которая в них нуждается. Как ни странно, но современные технологи не только не сблизили эти группы людей, а наоборот - бесконечно отдалили друг от друга. Я много лет организую кинофестивали и киноклубы в Москве и регионах. Зрители чаще всего жалуются на невозможность посмотреть что-то хорошее и светлое, как в кино, так и в интернете. У авторов, наоборот, опускаются руки из-за того, что они не могут найти аудиторию для своих добрых и нравственных произведений – в прокат такое кино не берут, ТВ-каналы тоже не заинтересованы в чужом контенте. Остаются кинофестивали и маленькие кинотеатры, где можно сделать ограниченный прокат.
Важный раздел сайта премии «На Благо Мира» - «Сокровищница доброго искусства». В нем мы собираем произведения мировой культуры, уже признанные образцами доброты и нравственности. Пользователям не нужно искать фильмы для детей, или хорошие книги по всему интернету - достаточно зайти на наш сайт. Зрители сами предлагают нам добавить прекрасные работы, и мы приветствуем их активность. Поддерживают нас и правообладатели - разрешают смотреть свой контент прямо через страницы нашего сайта. Например, в прошлом месяце «Мосфильм» доверил нам доступ к своему ютуб-каналу.
В жизни люди часто друг другу рекомендуют посмотреть, почитать что-то хорошее, что им самим понравилось, запало в душу или, наоборот, просят подсказать им что-то стоящее. То же самое происходит на нашем сайте. Люди советуют другим познакомиться с произведениями, оценить их, оставить отзывы. Это мощнейшая социально-культурная коммуникация, которую сегодня кроме нашего портала практически никто не формирует.
- Но ведь в интернете сегодня можно найти все, что угодно.
- Можно, если знать, где искать. В ином случае обычный человек находит все, что угодно, кроме добрых фильмов, умных мультиков и содержательных книг. Слишком много всего, слишком много рекламы некачественного контента. Стандартная жизнь среднего кинофильма в нашей стране такова: чудом нашли деньги и сняли фильм - показали на 2-3 фестивалях и пару раз друзьям – выложили в интернет, где он благополучно утонул в океане других творений. Все. Никто не будет рекламировать свой фильм, уже выложенный в интернет, это просто нелогично. Наш сайт призван решить эту проблему. Все работы конкурса за все годы будут храниться на нашем сайте и всегда будут доступны для целевой аудитории.
- Почему сегодня так мало добрых и нравственных произведений?
- Мало? Совсем нет! Чем больше мы работаем, тем больше убеждаемся, что их очень даже много. Просто прорваться к зрителю им сложнее. И это комплексная проблема. Во-первых, зрителя приучили реагировать на хайп, на какие-то шокирующие вещи. Это игра на примитивном восприятии. Во-вторых, доброе творчество не хотят брать в эфир, в прокат, в печать – якобы оно не нужно никому. Хотя на самом деле просто не хотят тратить деньги на рекламу. Ведь добро по-другому надо представлять аудитории. В-третьих, образ жизни, который навязывается сегодня через СМИ и соцсети, не нацелен на нравственность, уж прямо скажем. Как молодому режиссеру театра мне часто задают вопрос, в чем я вижу главную проблему театра сегодня. И я всегда отвечаю, что таких проблем две. Во-первых, административная – это сама система организации театрального дела в стране. А во-вторых, это изменение общественных ценностей. Русский театр – театр психологический. Психология – это порождение нравственного общества. Лучшие пьесы написаны о том, что человек попал в ситуацию, где он должен преступить моральный закон ради достижения цели. И вот его душевные метания – это предмет спектакля. За этим смотрят зрители, сопереживают, оценивают, думают.
Сегодня в обществе активно насаждаются идеи зарабатывания, накопления денег, поиска выгоды. Человеку, у которого во главу угла поставлена выгода, не нужно нравственных идеалов, моральных принципов. Он готов через все переступить. У него психология напрочь вытесняется экономикой. Такому человеку не понятны метания героев Чехова, ему не нужны ни русский психологический театр, ни искусство в целом.
Поэтому очень важно не допустить подмены истинных ценностей общества, сохранять все лучшее, что заложено в нашей культуре веками, как бы активно нас ни пытались переубедить.
Миссия Премии «На Благо Мира» – собирать вместе людей, которым важны темы нравственности, чести, достоинства, верности, любви, искренности, растить новые поколения и аудитории, и авторов.
- А каковы требования к произведениям в конкурсе?
- Они очень простые: нравственное содержание+нравственная форма. То есть не просто выразить мысль, но и выразить ее, никого не шокируя. Хотя авторы, которые хотят обойти правила и попасть в номинацию, все время пытаются убедить, что глубоко нравственное произведение обязательно должно быть или страшным, или трагическим, или мучительно тоскливым. Но это не так. И наш конкурс это подтверждает.
У многих нравственных произведений, особенно религиозных, другая проблема. Часто они неинтересно сделаны именно по форме – скучно написаны или сняты. Согласитесь, что какой бы правильной и нужной ни была книга, ее полезность стремится к нулю, если никто не прочитает дальше пятой страницы. Конечно, в номинации такие работы получат меньше голосов и отзывов. Для автора это сигнал, что в будущем надо развивать свой талант и профессионализм. Это тоже важно для творческого человека – иметь обратную связь о своей работе.
Александр Евгеньевич Усанин часто вспоминает принцип Станиславского «развлекая – поучай!» Должно быть и интересно, и полезно!
- У вас открыта возможность написать отзыв о работе. Но ведь отзывы могут быть и положительные и негативные…
- Мы не боимся дискуссий. Если работы вызывают живое обсуждение - это хорошо. Сейчас очень не хватает в СМИ и соцсетях нормального обсуждения творчества. Либо полощут нижнее белье авторов и исполнителей, либо пишут бессодержательные, часто проплаченные отзывы, либо устраивают скандал с переходом на личности, как это часто бывает именно в соцсетях. У нас предмет обсуждения один – нравственная и художественная ценность. Поэтому обсуждение четко регламентировано. Да и аудитория у нас совсем другая – в основном пишут очень уважительно и по-доброму.
- Но ведь далеко не все творческие работы можно посмотреть на сайте – у вас много трейлеров и превью…
- Да, в нашем конкурсе участвуют фильмы и мультики этого и прошлого года выпусков. Большинство из них еще катается по фестивалям или ожидает проката, поэтому авторы не могут пока их выложить в открытый доступ. Мы предоставляем максимальную информацию о том, где можно посмотреть-почитать полные версии, где их можно приобрести. Как только авторы выкладывают произведения в открытый доступ, мы сразу меняем ссылку в профиле конкурсной работы на полную версию. В ближайшее время на нашем сайте появится раздел «Афиша Премии». В нее номинанты смогут добавлять информацию о показах, трансляциях, презентациях произведений конкурса. Это тоже наш социальный сервис.
- Но согласитесь, интернет-пользователи привыкли, что в сети все можно посмотреть бесплатно.
- Знаете, это какая-то странная черта именно российской интернет-аудитории. В Европе люди всегда платят за контент, это норма. Сейчас и к нам это приходит. Интернет-книги, интернет-кинотеатры – это очень хорошие способы легального распространения произведений. И мы, конечно, защищаем авторские права наших участников. Будет прекрасно, если создатели доброго и нравственного контента смогут получать деньги от его продажи. Ведь на эти деньги они создадут новые хорошие и глубокие творения.
Если работа представлена в нашем конкурсе, это значит, что она несет творческую и нравственную ценность, и вы можете быть уверены, что не купите кота в мешке.
- Как стать пользователем или участником Премии «На Благо Мира»?
- Пользоваться сайтом «На Благо Мира» могут абсолютно все. Смотреть произведения можно без регистрации. Чтобы оценить работу или оставить отзыв, предложить работу в конкурс, нужно авторизоваться одним из нескольких способов. Все это абсолютно бесплатно.
На сайте есть кнопка «Предложить произведение». Нажав на нее, пользователь попадает в специальных раздел добавления работ. Предлагать работы в конкурс могут как авторы, так и любой желающий. Мы сами связываемся с авторами работ, предложенных зрителями.
Приходите, мы всех ждем на сайте нашей Премии и много работаем для того, чтобы сайт был интересен, и полезен!