Аргументы Недели → Культура № 9(653) от 07.03.19 13+

Трудно, но возможно: наши женщины в искусстве

, 21:19 , Писатель, критик, драматург

Никто в цивилизованном мире не признаётся, что ведёт дискриминацию по признаку пола: всё происходит тихо и как бы естественным образом. Почти в любой сфере профессиональной деятельности (кроме, может быть, той, где предлагается «отдохнуть на досуге») женщины в меньшинстве, в том числе и в искусстве. Пробиться трудно. Однако возможно!


САМАЯ доступная для женщин область творчества – это литература. Издатели охотно берут хоть сколько-нибудь кондиционные плоды женского творчества, а уж при явном таланте не сыщешь и следа дискриминации: и тиражи, и премии, и внимание критики, и любовь читателя – всё в ассортименте. Людмила Петрушевская, Виктория Токарева, Дина Рубина, Татьяна Толстая, Ольга Славникова и другие – прочно занимают позиции лидеров не первый год. И в списке финалистов всех литературных премий обязательно найдутся женские имена (за последние десять лет – Анна Козлова, Анна Старобинец, Анна Матвеева, Ольга Погодина-Кузьмина). Но деньги в литературе крутятся маленькие, бюджета же (в настоящем государственном смысле слова) нет вовсе.

Изобразительное искусство и так называемое «современное искусство» демонстрируют нам явный паритет: число мужчин и женщин, взывающих к вниманию, по-моему, примерно равно. Поскольку в сознании миллионов, кроме Глазунова и Сафронова, никаких современных художников нет, биться за кусок хлеба разрешено всем. (В Петербурге, к примеру, художниц куда больше, чем дворников!) Над художниками нет начальников. А вот когда начальники, вместе с бюджетом, появляются (например, кураторы выставок и т.д.) – тогда вступает в силу негласный закон. Он железно действует, скажем, в Голливуде: женщины-режиссёры составляют там 9–14%. Такова квота, возникшая в ходе естественного отбора, по которому «при прочих равных» женщине-профессионалу надо проявить исключительную пробивную силу, упорство и терпение.

В кинематографе по-прежнему есть «мужские» и «женские» профессии. В сценаристы берут без проблем. Женщины так же прочно занимают позиции художников по гриму и костюму, нередки в монтаже и незаменимы на съёмочной площадке в качестве ассистентов. Операторы – редчайшие птицы, и, хотя в последние годы женщины и здесь пробуют взлететь, к масштабу феноменальной личности советского оператора Маргариты Пилихиной пока никто не приблизился. Что касается режиссуры, мы хоть не в Голливуде, но эта квота работает и у нас (9–14%). Мало того, она работала и в советские времена, когда равенство существовало не только на словах, ведь Октябрьская революция дала женщинам всё.

Тем не менее имена крупных советских режиссёров до сих пор на слуху, но кто помнит замечательную Татьяну Лукашевич? А ведь она сняла популярнейшие картины – «Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант». Тут имеется историческая несправедливость, которую, я надеюсь, исправят киноведы. (Тем более что среди киноведов как раз немало женщин.) Надежда Кошеверова, Татьяна Лиознова, Динара Асанова, Лариса Шепитько, Кира Муратова – в сущности, вот и все женские имена в богатом прошлом нашего кино. Да, ещё Искра Бабич, создавшая две народные мелодрамы: «Мужики!» и «Прости меня, Алёша». Заметим, однако: имён немного, но все они – славные, громкие. Эти женщины пришли в профессию не зря!

Что до современности, то Рената Литвинова, дав нам такое мощное «обещание на рассвете», перестала снимать кино как режиссёр (её фильм 2012 года так и назывался – «Последняя сказка Риты»). Лариса Садилова, создавшая несколько отличных социально-аналитических картин («С днём рождения!», «С любовью, Лиля», «Требуется няня», «Ничего личного»), не выпускает новых работ с 2013 года. Есть незаурядные женщины-режиссёры (Наталья Мещанинова, Альбина Никонова, Екатерина Шагалова, Наталья Меркулова), но они пока явно не в эпицентре зрительского интереса. Так что мы обречены, судя по всему, на Авдотью Смирнову. Итак, Смирнова и вокруг – военно-спортивное кино, густо пахнущее мужчинами и только мужчинами, куда женщины допускаются лишь в виде боевых подруг. Хотя в советском спорте вроде бы и женщины имелись, и даже чемпионки мира?

Театр – дело государственное, бюджетное, начальники над театрами одного только пола. Женский вопрос в культурной политике никак не прописан, поэтому почти все назначения женщин главными режиссёрами и художественными руководителями театров остались в советском прошлом. В последнее время лишились своих постов Светлана Врагова (Театр «Модернъ») и Татьяна Доронина (МХАТ имени Горького). Так что на Москве остались лишь Галина Волчек, Генриетта Яновская и Тереза Дурова, в Петербурге – Татьяна Казакова (Театр комедии). Женщины-режиссёры, конечно, существуют и ставят отдельные спектакли, но идея доверить государственный театр женщине вроде бы никому и в голову не приходит. Неужели наши женщины за 30 лет так деградировали профессионально? Или наше государство эволюционировало в сторону пещер, где на охоту ходят мужчины под предводительством вождя? А женщинам остаётся жарить мамонта и шить шкуры. Но ведь эта картинка – тупая, обывательская, из анекдотов. Даже первобытное общество было куда сложнее устроено…

Так что, дорогие женщины, отращивайте ноги и ступайте в актрисы. Туда по-прежнему вас берут с удовольствием. То, что многие профессии и должности (в том числе в искусстве) для вас труднодоступны, – это данность. И, честно говоря, признавая несправедливость мироустройства, замечу, что у мужчин есть основания относиться к профессиональным качествам женщин с известным недоверием. Взять хотя бы ту заповедную область, что фигурирует как специализированно женская, – женские журналы, женские форумы, женские сериалы, женские романы. Всё то, к чему можно подвязать ярко-розовый бантик, весь этот тошнотворный поток слащавого идиотизма и мусорного вздора.

Вот перед вами с виду человек как человек, а между тем это усердная посетительница сайта «похудеть за две недели» и «коррекция носа в домашних условиях»… Кто основные фигуранты всех на свете сект? Клиенты пластических хирургов? Кто развёл у нас плесень «магии», «экстрасенсорики» и прочего мракобесия? Нет чтобы стать состоятельными в «мужской» профессии, женщине необходимо в известной мере стать мужчиной, оставаясь женщиной, то есть, не превращаясь в монстра, научиться у мужчин лучшему. Страсти к познанию, упорству, отваге, умению дружить, способности развивать силу и ум, великодушию, самокритике, преданности делу, справедливости…

Тогда и заклятая квота – от 9 до 14% – изменится сама собой.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram