> Ирина Касьянова: «Не считаю классику музыкой элит» - Аргументы Недели Иркутск

//Культура 13+

Ирина Касьянова: «Не считаю классику музыкой элит»

№  () от 6 марта 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии тепло принимают и на международных фестивалях, и в северной глубинке. Этот концертный сезон для оркестра юбилейный — шестидесятый.

— Указ о создании симфонического оркестра на базе Иркутской областной филармонии был подписан 28 декабря 1958 года. И, как часто бывает, хорошему начинанию предшествовало довольно печальное событие, — рассказывает директор филармонии Ирина Касьянова. — За пару лет до этого расформировали эстрадно-симфонический оркестр радиокомитета. Руководил тем оркестром Василий Патрушев, уважаемый хормейстер, дирижер, заслуженный работник культуры. Его имя носил замечательный Народный академический хор студентов Иркутского государственного медицинского института, созданный в 1935 году.

Василий Алексеевич всю свою жизнь стремился популяризировать музыкальное искусство. И вот, в 1957 году, когда в Иркутск на гастроли прибыл композитор и член Верховного Совета СССР Дмитрий Кабалевский, Патрушев попросил столичного гостя о содействии — помочь снова создать в Иркутске классический оркестр, симфонический.

Публика этого жаждала. Иркутск всегда был городом высокой культуры. Было обидно потерять лучших музыкантов, которые уехали из столицы Восточной Сибири после расформирования прежнего коллектива. А те, кто остался, были вынуждены играть в немногочисленных ресторанах, клубах и в кинотеатрах перед сеансами.

А это были высококлассные артисты — скрипачи, духовики, пианисты… И хотя в Иркутске, как известно, не давали высшего музыкального образования, в оркестре играли выпускники московской и ленинградской консерваторий, лучшие из лучших музыкантов, подготовленные в Новосибирске и Екатеринбурге. Наш город удивительным образом всегда притягивал таланты. А в советское время существовало еще и распределение. Молодежь охотно ехала в Сибирь — осваивать новые горизонты. Здесь музыканты чувствовали себя востребованными, да и проявиться в регионах было легче.

Создание симфонического оркестра на базе Иркутской филармонии (окрепшей за двадцать лет с момента ее основания) вернуло десяткам артистов возможность заниматься любимым делом, на новом уровне. В 1959 году симфонический оркестр Иркутской филармонии дал свой первый концерт. Прозвучал Моцарт, симфония №40.

— А за дирижерский пульт в 1959-м ведь встал ленинградец Игорь Соколов?

— Да, так распорядилась судьба. И хотя Василий Патрушев не возглавил то, что так отстаивал, сегодня мы вспоминаем о нем с огромной благодарностью. А за пультом оркестра за его 60-летнюю историю стояли ярчайшие дирижеры — Вероника Дударова, Юрий Алиев, Эрик Ласс, Михаил Кукушкин, Михаил Голиков, Серджио Ардженто, Лиор Шамбадал, Деян Савич и другие.

— Нынешний главный дирижер и художественный руководитель оркестра Илмар Лапиньш ведь тоже на заре своей карьеры давал концерты с Иркутским симфоническим оркестром?

— 41 концерт! Первый — в 1971 году. Илмар Лапиньш гастролировал с оркестром по Иркутской области и фактически был приглашенным главным дирижером. Иркутская публика его знала и любила. А в 2009 году Илмар Лапиньш официально возглавил Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии.

— Дирижер — фигура ключевая, определяющая развитие…

— Несомненно. Когда за дирижерским пультом стоит мастер, он формирует, меняет мировоззрение всего оркестра. Знаете, его мастерство — это ремесло плюс трудолюбие, помноженное на талант. В этом случае музыка становится чем-то необъяснимым, из категории тонких материй. Выходит маэстро, и ты ему веришь. Он раскрывает в музыкантах лучшее — и как в профессионалах, и как в людях. Происходит чудесный процесс взаимного обогащения — культурного, духовного. Для Иркутской области Илмар Лапиньш — не побоюсь этого слова, явление. Он изменил мировоззрение не только в оркестре. Его влияние вышло за пределы филармонии. В зал пришли новые люди, концерты «распробовала» молодежь. И для разной публики, для любого возраста и культурного бэкграунда в репертуаре оркестра есть свои произведения.

Знаете, никогда раньше в Иркутской филармонии не звучало столько современной музыки. А сейчас у нас даже проходит фестиваль современной музыки «Московская осень на Ангаре», никогда до этого не выезжавший за пределы Москвы. Нам доверили эту идею — во многом благодаря мастерству и «весу» Илмара Лапиньша в современном композиторском мире. Авторы не боятся передать ему свои произведения. Иногда сами создатели говорят: ты сделал лучше, чем я написал.

— Что-то похожее произошло и с ранее неизвестной симфонией Георгия Свиридова? В 2016 году Иркутская филармония представила мировую премьеру произведения, нотную рукопись которого обнаружил и передал вам для исполнения племянник композитора Александр Белоненко…

— Этой премьере предшествовала большая подготовительная работа. Очень ответственный был момент. Первое исполнение. Нет никаких традиций, никаких канонов этого произведения. Перед нами рукописная партитура. Очевидно, черновая, с погрешностями. Но дирижер вместе с оркестром отточили материал, и симфония зазвучала… Представить сложно, каким багажом музыкальных знаний нужно обладать, чтобы стать в какой-то мере соавтором этой симфонии — в высшей степени аккуратно вмешаться в нее и не навредить, прочувствовать и воспроизвести ту тонкую, почти неуловимую свиридовскую гармонию, его неповторимую русскую мелодику.

— Премьера этой симфонии — наверняка предмет особой гордости для оркестра.

— Это так. Но самое наше серьезное достижение, на мой взгляд, лежит все-таки в другой плоскости. Я горжусь тем, что наши музыканты изъездили родной край, что называется, вдоль и поперек. На карте Иркутской области нет, пожалуй, такой точки, которая располагала бы более-менее пригодной для выступления оркестра площадкой, а мы бы туда не добрались. Для нас родная публика всегда была в приоритете. И это кредо сегодняшнего художественного руководителя: губернаторский оркестр прежде всего обязан звучать в своей губернии.

— А в глубинке музыкантам удается достучаться до слушателя? И там классическая музыка находит свою публику?

— Я бы сказала, что это не поиск своей публики, а долгожданная встреча давних друзей. Выступления в глубинке дают ни с чем несравнимое ощущение — и зрителям, и оркестру.

Я рада, что при организации таких гастролей мы опираемся на понимание региональных властей, без их поддержки побывать в том же Бодайбо музыкальному коллективу в 80 человек было бы невозможно.

— И до Бодайбо Губернаторский симфонический оркестр добрался?

— Я считаю это историческим событием. В прошлом году мы играли на главной и, пожалуй, единственной для таких случаев открытой площадке Бодайбо — в Парке культуры и отдыха. Погода была не лучшая для выступления. Мы до последнего момента держали в голове «план Б»: если бы моросящий дождь превратился в ливень, пришлось бы быстро переносить инструменты в музыкальную школу, расположенную напротив. Но надо отметить, что зал в этой школе находится в прекрасном состоянии. Все отремонтировано, все организовано для детей, которые хотят заниматься творчеством.

— Но «план Б» в итоге не пригодился?

— Дождь накрапывал, а мы шептали небу: «Оркестр прилетел сюда тремя самолетами, ради благого дела. Помоги нам, пожалуйста. Мы не можем разочаровать публику». А люди пришли. Они стояли и слушали. К финалу концерта вся площадка перед сценой заполнилась разноцветными зонтами. Разве можно было уйти со сцены? Да, струнным инструментам было сложно в условиях влажности. Но мы доиграли концерт до конца, с большим воодушевлением, нас долго не хотели отпускать.

И то особое состояние ничем не передать. Состояние дарения. Когда несешь людям позитивные эмоции, дарящий счастлив даже больше, чем тот, кто получает подарок. Мы дарили великую музыку этому сильному народу, который живет в суровом северном краю, но способен восхититься, удивиться настоящему искусству.

На следующий день, когда мы гуляли по улицам Бодайбо в ожидании самолета, люди подходили к нам и благодарили. Было даже несколько неловко. Мы делали то же, что в Иркутске, Шелехове, Ангарске. Но публика оказалась особенно восприимчивой. Кто-то спрашивал: «А сегодня во сколько концерт? Как улетаете? Мы мужьям нагладили рубашки». И это, знаете, лучшее свидетельство признания для музыканта, знак того, что публика тебя приняла.

— То есть вы не согласны с тем посылом, что классическая музыка — это элитарное искусство?

— Не согласна. Музыка — это то, что способен понять и прочувствовать каждый. Нужно только найти свою музыку, близкие тебе произведения. Классические в том числе.

— Однако гастрольная карта оркестра не ограничивается Иркутской областью. Этот концертный сезон отмечен знаковыми выступлениями на V Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, на VII Санкт-Петербургском международном форуме.

— На культурный форум в Санкт-Петербурге нас приглашали уже трижды, и это огромная честь. А выступление на екатеринбургской площадке, я уверена, станет отправной точкой для нового витка в истории Губернаторского симфонического оркестра. Отбор на этот форум серьезный. Мы подавали заявки и раньше, и вот в 2018 году оказались в числе участников. Отдельно хочу поблагодарить Иркутскую нефтяную компанию и лично Николая Буйнова за помощь в организации перелета музыкантов на престижный Симфонический форум, который транслировался онлайн на весь мир.

— В вашем списке покоренных мировых площадок не только онлайн, но и Золотой зал Венской филармонии…

— Дважды оркестр выступал в Вене с программой «Старый Русский и Сербский новый год». Она востребована в австрийской столице, где проживает много русских и сербов. А сейчас в планах несколько другой, серьезный симфонический концерт в Золотом зале Венской филармонии — 6-я симфония Чайковского и концерт Брамса для скрипки с оркестром. Солировать будет лауреат многих престижных международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии, талантливый молодой скрипач Павел Милюков. Его хорошо знает и принимает австрийская публика, его педагог Борис Кушнир живет в Вене.

— Иркутской публике оркестр тоже подарит выступление с Павлом Милюковым?

— Этой весной решено сделать две недели концертов, приуроченных к 60-летию оркестра. В программе первого, открывающего юбилейного вечера 28 марта — Симфония №1 Рахманинова, Концерт для скрипки с оркестром Бетховена в исполнении Губернаторского симфонического оркестра и Павла Милюкова. А 6 апреля будут представлены «Приглашение к танцу» и Концертино для кларнета К. М. фон Вебера, One more Weber opera для кларнета П. Плакидиса, Симфония №1 Ф. Мендельсона. Солировать будет музыкант нашего оркестра, выпускник санкт-петербургской консерватории Димитрий Кашкаров.

— Мы можем говорить о преемственности поколений? Или все-таки ощущается нехватка молодых талантов?

— Гениев, талантов по умолчанию не может быть много. И отрадно, что есть среди молодых музыкантов те, кто подхватывает мелодию славного старшего поколения. Это ребята с отличной техникой. Мобильные, активные, способные увлечь за собой. Возможно, кому-то из них не хватает пока того одухотворения, которое отличало плеяду знаменитых артистов иркутского симфонического оркестра. Мина Володарская, Саша Беляев, Леонид Мессман, Лев Касабов, Рафик Варшавский. Их с удовольствием приняла бы любая филармония, но повезло Иркутску. Они раскрывали перед зрителем огромный мир. Но у молодых все еще впереди. И опыт жизненных переживаний, и концертная практика обогатят их талант и раскрасят его новыми красками.

— Новую жизнь в оркестр помогло бы вдохнуть и открытие филиала Московской консерватории в Иркутске, которое анонсируют в обозримой перспективе?

— Насколько я знаю, этот вопрос действительно обсуждается. Есть хороший вариант размещения филиала консерватории — в историческом здании, Доме Кузнеца. Самое главное, что у правительства области есть понимание необходимости открытия музыкального вуза. Он обогатит культурную жизнь региона. То, что мы упустили в конце 1970-х, отдав консерваторию Красноярску, сегодня есть шанс восполнить. Такое образование здесь нужно как воздух. И столица, и «глубинка» тепло принимают классическое музыкальное и вокальное искусство. Спасибо вам за это «ощущение дарения» на каждом концерте.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте