> Берлин-2019: А член у него буквой «Г» - Аргументы Недели

//Культура 13+

Берлин-2019: А член у него буквой «Г»

№  () от 20 февраля 2019 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]

Отгремели фанфары Берлинского кинофестиваля, который звёздами не блистал (телевизионщики ходили с кислыми лицами), но кинообщественность порадовал новыми именами и сюжетами, рассказанными с обычным мастерством. Не все достойные фильмы были отмечены высоким жюри под председательством Жюльет Бинош. Но и «так себе» фильмы награждены не были, исходя из политических соображений (например, чтобы поощрить появление на киносмотре новой страны). Так, бывший анфан террибль, а теперь признанный мастер Франсуа Озон за свой фильм «Милостью Божьей» получил только второй по значению приз жюри – «Серебряного медведя».

Я УЖЕ писал на сайте «АН», что это, с моей точки зрения, не лучший фильм Франсуа Озона. Но он интереснее других смотрится на фоне прочих конкурсных картин. Тема выбрана щекотливая – совращение совсем юных скаутов одним из священников в городе Лионе.

История основана на реальных фактах, где лионского священника судили за совращение аж 70 мальчиков! Фильм осуждает церковь за желание замолчать такие случаи. В центре повествования три уже взрослых мужчины, которые подвергались сексуальному насилию. Первый – Александр – начинает действовать, узнав, что его соблазнитель в рясе продолжает охотиться за мальчиками. И находит других скаутов, тоже получивших сексуальные травмы в переходном возрасте. Не сразу, но они присоединяются к его борьбе за гласность.

Особенно сопротивляется Эммануэль с красивым разрезом глаз, но в результате идёт к доктору и фотографирует свой член. Его беда в том, что в результате «ласк» священника член сделался буквой «Г» и его никуда не засунуть. Фотография станет ещё одним доказательством злоключений бывшего скаута. Все герои – обычные люди, интерес к которым культивируется кинофестивалями. Нам предлагается сочувствовать обыкновенным, с которыми тоже может случиться «необыкновенное». Видно, что фильм старается «оседлать» волну общественного запроса, быть в мейнстриме. Но актуальность иногда подменяет конъюнктурностью, а крупные планы героев и ни на минуту не замолкающий закадровый текст, уместные на ТВ, на большом экране кажутся утомительными.

А вот фильм «Элиса и Марчела» рождённой в Барселоне Изабель Койшет остался без наград, хотя снят весьма изысканно, в чёрно-белом стиле, и рассказывает историю двух красивых девушек. В 1898 году они полюбили друг друга и поддерживают романтические отношения, переходящие в отношения[end_short_text] брачной пары. Чтобы скрыться от подозрений сограждан, Марчела стрижётся и переодевается под юношу, наращивая себе миленькие усики. Она становится похожа на молоденького Джонни Деппа («Что гложет Гилберта Грейпа»). Их плотские утехи сняты сперва вполне целомудренно, но потом адажио сменяется крещендо. Уже во время эротического купания в море, где они ещё полуодеты, мы уже видим сладострастно покачивающего своими щупальцами осьминога. Поселившись вместе после лжевенчания в церкви, они уже практически раздеты, и осьминог становится третьим участником их страстных лобзаний, щупальца трогают плоть, девушки сладострастно отвечают осьминогу взаимностью.

И всё же от соседей не укрыться. Девушки решают сбежать на Кубу. Нужны деньги. Между тем, пока Марчела уезжала, чтобы стать Джонни Деппом, за Элисой приударил местный дровосек. И когда она «выйдет замуж» и у неё должен родиться ребёнок, зритель уже знает что к чему. Но ни женитьба, ни ребёнок больше им не помогут. За лжесвидетельство и подделку документов их отправляют в тюрьму. Причём комендант окажется таким просвещённым, что молодую пару назло испанцам отправляет восвояси, а ребёнка оставляет себе на попечение. Как сложится дальнейшая жизнь «семейки», смотрите в кино.

Что можно сказать о невручении приза такому «тематическому» фильму в Берлине-2019? Только одно – нетрадиционные отношения героев больше не являются призовой гарантией.

«Золотой медведь» на этот раз достался фильму израильского режиссёра Надава Лапида «Синонимы» про еврейского юношу, который хочет расстаться со своей еврейской идентичностью. В этом ему помогает молодая французская пара, которая находит его спящим в ванной большой и пустой парижской квартиры. Туда он залез погреться, так как вещи у него украли. Стоя под душем, он поворачивается к камере вовсе не спиной и демонстрирует свой толстый обрезанный причиндал, дёргая его туда-сюда. Причиндал у него и в спящем режиме весьма внушительный и производит на пару сильное впечатление. Они покупают ему модную одежду и пальто цвета лисичек, которое, надетое на белую майку, превращает его в модника.

Ему нужно учить французский язык, и он зубрит французский словарик, бродя по Парижу, снятому в стиле рэп. А пока он зарабатывает на жизнь фотосессиями у порнофотографа, который требует от него мастурбировать, приговаривая что-то похабное на родном языке. Но герой отказывается мастурбировать под родной язык, а французский ещё не выучил (вот вам и желание избавиться от еврейской идентичности!). Тогда ему предлагается делать другие непристойности, на что он соглашается. С другими соплеменниками он тоже общается, но они уж очень воинственные. Ведут себя агрессивно. Один идёт по вагону метро и пассажирам одному за другим орёт «я еврей» – такое самоутверждение. Неприятный тип. Так или иначе, в случае «Синонимов» с экрана пролилась живая жизнь, пусть и уродливая местами, но интересная в своей непредсказуемости. И золото большого жюри – редкий случай – совпало здесь с мнением международной критики.

Вообще «Синонимам» повезло. В конкурсе не было ни одного филиппинского фильма длиной в 9 часов. Был бы – не видать Надаву Лапиду золотого мишки!

Сергей ШОЛОХОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте