«Черный маэстро» со светлой душой
№ () от 9 января 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Елена Орлова ]
17 декабря 2018 года ушел из жизни композитор, художественный руководитель и директор Иркутского областного театра-студии «Театр пилигримов» Владимир Соколов. Вместе с ним закончилась целая эпоха в музыкальной и театральной жизни Иркутска, которая длилась почти 40 лет. И хотя Театр пилигримов наверняка продолжит свою работу и без своего создателя — талантливого во многих сферах человека глубокой внутренней культуры с огромным сердцем — это будет уже совсем другая история.
Иркутская история Владимира Соколова
Один из самых стильных и эпатажных деятелей культуры Иркутска, которого за неизменные плащ и шляпу цвета ночи прозвали «черным маэстро», приехал в наш город в 1979 году вслед за своим легендарным отцом — основателем симфонического оркестра Иркутской филармонии Игорем Соколовым. Будучи ассистентом дирижера Государственного симфонического оркестра Советского Союза, он в 1958 году по поручению Министерства культуры СССР возглавил его и за четыре месяца сформировал коллектив музыкантов, создал репертуар и шесть лет был его руководителем.
В это время его сын Владимир Соколов вначале учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, а с 1971 года и в этом высшем учебном заведении — по классу фортепьяно. С 1973 по 1976 годы преподавал в Ломоносовской музыкальной школе Ленинграда. В 1977 году был приглашен на должность директора Дома культуры города Петергофа. Так как детство и юность Владимира Соколова прошли в Северной столице, он часто называл себя питерским. Однако на вопрос, не хотел ли бы он вернуться обратно, отвечал, что Иркутск за эти годы стал ему родным, тем более что здесь и «воздух чище и люди лучше». Но Северная столица, ее культура и жители, безусловно, оказали на маэстро огромное влияние. Кстати, Владимир Соколов учился на одном курсе с художественным руководителем и директором Мариинского театра Валерием Гергиевым, с которым все эти годы поддерживал дружеские отношения.
Словом, Петербург и Иркутск стали для Владимира Соколова одинаково близкими городами. И этот факт был созвучен с его творческой биографией, где удивительным образом слились классическая музыка и рок, и с его характером, в котором врожденная интеллигентность шла об руку с бескомпромиссным прямодушием.
«Малыш», «Антигона», «Иисус Христос — суперзвезда» и другие
В Иркутске Владимир Соколов сначала был солистом областной филармонии и преподавал в училище искусств. В театре он начинает работать как композитор в чужих спектаклях. Первой была постановка режиссера Бориса Преображенского, который создал в католическом костеле «Моцарта и Сальери». Вскоре в иркутский ТЮЗ пришел режиссер Вячеслав Кокорин. Он-то и предложил Владимиру Соколову организовать рок-группу. Композитор сначала возмутился, сказав, что по музыкальным интересам он классик. В итоге вместе они поставили «Малыша» по Стругацким. В то же время Владимир Соколов подружился с певицей Еленой Сысоевой, коллективом «Баргузины» из Ангарска, Евгением Якушенко, сын которого — Артем Якушенко — скрипач из дуэта «Белый Острог» позже работал с ним. В 1983 году маэстро создает музыкальную рок-группу «Пилигримы».
Позже он основал экспериментальный театр-студию «Театр пилигримов», которая существовала в подвале ТЮЗа, где репетиции шли днем и ночью. Усилиями Владимира Соколова в 1991 театр получает статус государственного учреждения культуры. В то же время состоялась поездка коллектива в Лондон, где театр показывал спектакль «Песни под водой». Тогда музыку пилигримов записал канал ВВС. Затем была постановка «Антигоны», в которой трагедия Софокла превратилась в фееричное рок-действо. Критики тогда писали, что музыка в спектакле была абсолютно самодостаточной и стала буквально нервом самого спектакля.
В 1996 году Владимир Соколов вместе с Театром пилигримов участвует в постановке легендарных спектаклей «Иисус Христос — суперзвезда», «Юнона и Авось», которые до сих пор идут на сцене Иркутского музыкального театра. В 1999 году Театр пилигримов переезжает в восстановленный памятник архитектуры ХIХ века — уютный камерный зал на 40 мест в переулке Волконского, где он находится по сей день.
В сентябре 2000 года в кафедральном католическом состоялась премьера мистерии о светлой жизни Божьей Матери — «Аве Мария». Стихотворный текст постановки написал поэт Анатолий Кобенков, музыку — Владимир Соколов, режиссером спектакля выступил Вячеслав Кокорин. Спектакль был пронизан религиозной идеей, ведь его приурочили к открытию католического храма. Кстати, Владимир Соколов снова обратится к этой теме гораздо позже. В 2002 маэстро пишет музыку к спектаклям «Эдит Пиаф» и «Мания» по повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». В этом же году Театр пилигримов становится первым коллективом, который представляет спектакль «Аве Мария» в зале Совета Федерации России, а в 2003 году по приглашению директора фестиваля «Тотальный театр» (Шотландия) Ричарда Демарко коллектив показывает там рок-мистерию «Ave!», которая входит в тройку лидеров фестиваля.
Интересно, что Владимир Соколов является автором многих музыкальных композиций семикратной чемпионки мира по художественной гимнастике Оксаны Костиной, с которой его связывали дружеские отношения. С 1994 он принимает участие в Международном турнире по художественной гимнастике, посвященном ее памяти, где под музыку маэстро выступают звезды мировой художественной гимнастики: Ирина Чащина, Ляйсан Утяшева, Марина Шпехт, Ольга Капранова. В 2006 году, когда турнир получил статус этапа Кубка мира по художественной гимнастике, Владимир Соколов и артисты Театра пилигримов выступили на гала-концерте Чемпионата Европы в Москве по личному приглашению главного тренера сборной России по художественной гимнастике Ирины Винер. В 2008 году музыка маэстро помогла иркутской спортсменке Дарье Дмитриевой стать обладательницей Кубка мира по художественной гимнастике в Японии.
Театр музыкальных образов
Еще в самом начале Владимир Соколов вместе со своими артистами придумал для своего коллектива очень верное определение — «театр музыкальных образов», ведь главной в нем всегда была не драматургия, а музыка. А по сути, главным был он — композитор, основатель и художественный руководитель Владимир Соколов. Сколько раз менялась труппа театра, артисты и музыканты приходили, набирались мастерства и уходили в свободное плаванье, а он оставался на своем месте, чтобы помочь другим молодым талантам утвердиться в профессии.
Неслучайно за эти годы Театр пилигримов приобрел негласный статус школы мастерства для музыкантов, а методика обучения Владимира Соколова была признана многими специалистами одной из лучших в Иркутске. Из Театра пилигримов вышли многие известные музыканты и актеры, такие как дуэт «Белый острог», рок-группа Extrovert, певица Елена Сысоева, звонарь Артур Псарев и другие. Многие из них продолжили обучение в консерватории и устроились на работу в ведущие театры страны. Кстати, вокалистов, прошедших школу Театра пилигримов, легко можно узнать по голосу, ведь они могут легко обойтись в больших залах без микрофонов.
Однако Владимир Соколов учил молодежь не только петь и выходить на сцену, но и занимался нравственным воспитанием артистов и зрителей. С 2004 года Театр пилигримов начал тесно сотрудничать с Белгородско-Старооскольской Епархией и управлением по делам молодежи этого региона. Коллектив представил там спектакли «Молитва любви», «Мастер», «Путь, Истина, Жизнь» и «Небо на земле». И это была не дань некой моде на духовность. Эта была внутренняя потребность маэстро, который по сути своей был очень добрым человеком. Он кормил бездомных животных, одинаково относился к сильным мира сего и к тем, к кому судьба была менее благосклонна. Конечно, Владимир Соколов не был идеальным, ведь таких людей просто не бывает, но он был настоящим, ярким, искренним, сердечным. Наверное, поэтому городу Иркутску и его жителям будет его особенно не хватать.