Гость нашей редакции – заместитель директора по развитию музея и научной работе Анастасия Степаненко, которая рассказывает о временных выставках в музее книги Чехова, о творчестве великих классиков и о том, как они влияли друг на друга.
Влияние на Чехова
Почему в музее книги Чехова есть экспонаты, которые связаны с другими писателями?
Если говорить о постоянных экспозициях, то на первом этаже у нас сосредоточены в основном предметы семьи Чехова и экспонаты каторжного периода Сахалина. У нас литературно-художественный музей, мы стараемся оправдывать этот статус и один-два раза в год привозить временные литературные выставки.
Было уже два больших проекта. Одна выставка «Когда не можешь не писать» из Ясной Поляны, посвящённая Льву Толстому, а вторая из фондов Пушкинского музея «Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и лира». И там и там демонстрировались подлинные предметы, например крестильная рубашка Пушкина, его посмертная маска.
Мы стараемся привозить экспозиции, посвящённые писателям, которые имели большое влияние на Антона Чехова. Мы знаем, каким авторитетом был для Чехова Лев Толстой и сколько пушкинских аллюзий в чеховском творчестве.
Когда эти экспозиции отправились на родину, от них остались передвижные планшетные экспонаты, то есть напечатанные репродукции предметов, и мы их показываем по школам, они составляют музейный фонд передвижных выставок.
Сейчас проходит временная выставка из собрания «Музея религии» Санкт-Петербурга, посвящённая Ивану Ивачёву, политическому ссыльному, который собрал довольно-таки интересную коллекцию на религиозную тематику. Антон Павлович упоминал мичмана Ивачева в своей книге «Остров Сахалин». Сам Ивачёв в своих мемуарах тоже писал, что приезжал господин Чехов.
Отношения с Толстым
В каких произведениях Чехова можно заметить влияние Льва Толстого?
Например, в рассказе «Душечка». Кстати, у нас экспонировался толстовский экземпляр «Душечки» с пометками Льва Николаевича на полях. Это было его любимое чеховское произведение, он его ценил, смеялся, читал своим гостям и говорил: «Что за прелесть эта душечка»!
Напомню, это рассказ о женщине, которая приносила себя в жертву очередному своему супругу. Она жила исключительно интересами своего мужа, а своих у неё как будто и не было вовсе. Что же привлекательного в таком персонаже? Толстой считал Душечку идеалом женщины, её черты прослеживаются и в Наташе Ростовой, и в других его героинях. Это та женщина, которая готова принести себя в жертву интересам своего избранника. Та, которая будет целиком и полностью ему принадлежать, в том числе и мыслями, и разделять его убеждения.
Надо сказать, Чехова смущали комментарии Толстого, поскольку Антон Павлович был мнительным человеком, и даже долгое время избегал встречи с ним. Их встреча состоялась поздно, в Ясной Поляне в 1895 году, когда Чехов болел, да и Толстой был в преклонном возрасте. Они мило беседовали и только тогда подружились, затем состоялась знаменитая встреча в Ялте в 1901м.
Вообще, людьми и писателями они были очень разными. Толстой – это романист, описывающий всё подробно, скрупулёзный в своих наставлениях и жизненных рецептах.
Возьмите романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Такое ощущение, что автор берёт тебя за руку и начинает давать жизненные советы, он моралист, но имеет на это право, потому что это большущий художник жизни, это писатель, который действительно очень глубоко изучал и знал жизнь.
А Чехов, наоборот, – это тот, который предпочитает промолчать, ограничиться коротким рассказом и не заниматься морализаторством. «Даму с собачкой» прочтёте и думаете, мол, какая любовь! А потом начинаете разбирать текст и видите, что слово «любовь» автор не написал ни разу, что нет признаний и нет ни одной любовной сцены. Но он написал так, что мы поверили в то, что персонажи испытывают высокое чувство.
То есть Толстой и Чехов – два писателя, противоположных во всём. Главное у Толстого – это идея семьи, попытка разобраться в идеальных семейных отношениях. Красная же линия у Чехова – обретение гармонии, человека с миром, с самим собой. И мысль о том, что нужно бесконечно самосовершенствоваться, нужно много работать, для того чтобы становиться личностью. Это прослеживается и в его повестях, пьесах и рассказах.
Ответы на все вопросы
В чём заключалось новаторство Александра Пушкина?
Пушкин – великий реформатор русского языка. Потому что впервые поэзия заговорила на доступном языке, далёком от высокого штиля. Был осуществлён переход от классической поэтики к реалистической. Пушкин с одной стороны вобрал в себя лучшие образцы классицизма, и идеалы европейской романтической поэзии. На него сильно влиял Байрон, это был его самый любимый английский поэт, идеал для подражания. И конечно, французская поэзия. До шести лет Александр говорил по-французски чаще, чем по-русски, и первые его стихи были на французском языке.
Всё это он претворил в свой новый, абсолютно неповторимый стиль. Великолепный язык, невероятный словарный запас, написано изящно, и в то же время просто и точно. Считается, что после Александра Сергеевича в поэзии никто ничего лучшего не написал.
Какой интерес вызвали выставки, посвящённые Льву Толстому и Александру Пушкину в музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»?
Вообще, наш опыт привоза литературных выставок – первый на Сахалине. На яснополянскую выставку у нас был какой-то колоссальный поток посетителей – как детей, так и взрослых, выставка «Пушкин» также вызвала большой интерес. Во время выставки «Когда не можешь не писать» у нас было большое количество детских групп, на эту категорию были рассчитаны интерактивные мероприятия, мастер-классы, дети искали что-то в экспозициях, отвечали на вопросы викторин. Интерактива было много, чтобы дети легче смогли запомнить какие-то интересные детали, подробности. Дети по-новому взглянули на великого классика.
«Если бы Толстой жил в наше время, у него бы была последняя версия айфона». Это сказали наши юные посетители. Дело в том, что графу подарили электрическую ручку с подсветкой и он был от неё в восторге. Эта ручка была в экспозиции выставки. Лев Толстой живо интересовался всеми техническими новинками того времени.
Еще мы попросили у областной библиотеки полное собрание сочинений Толстого, 90 томов, чтобы люди могли наглядно увидеть, сколько он написал. Мы сделали инсталляцию из этих книг, и то все не поместились в витрину, потому что побоялись, что она рухнет.
Есть шанс, что новое поколение всё это будет читать?
Когда я ещё работала в университете, мы с коллегами из педагогического колледжа собирали целые круглые столы, посвящённые проблеме чтения классики. Там сидели опытные литературоведы, и мы, молодые преподаватели, у них спросили, как они заставляют читать большие романы? Например, «Войну и мир» терпеть не могут многие школьники, особенно за эти объёмные вставки военных эпизодов, французский текст. От силы два тома осиливают, а третий и четвертый уже читают единицы. И одна мудрая учительница ответила, что говорит ученикам очень простые вещи. Что тот, кто не прочитает этот роман, никогда не обзаведётся счастливой семьёй. И после этого читают все. В этом произведении Толстой изобразил модель гармоничных семейный отношений. Прочитав роман, вы найдёте ответы на все свое вопросы о любви и жизни в целом.