Не брать деньги у властей
№ () от 30 мая 2018 [«Аргументы Недели », Александр МАЛЮГИН ]
Сергей ВЕКСЛЕР переиграл в кино огромное количество «силовиков» и преступных авторитетов. Но при всей своей брутальной внешности никогда не играл заключённых на зоне. Почему? Потому что с 1979 по 1982 год сам служил во внутренних войсках в конвойном полку. И всё то, что Сергей Векслер узнал за годы службы в конвое, не вызывает сейчас у него никакого творческого вдохновения. Конечно, у популярного актёра есть множество и других – «мирных» ролей в таких фильмах и сериалах, как «Савва Морозов», «Дело гастронома №1», «Жених», «Кухня», «Последний янычар», «Отель «Элеон» и других.
– CЕРГЕЙ, заключённых на зоне вы действительно нигде не играли. Но в картине Егора Кончаловского «Консервы» исполнили роль Кума, в одном лице хозяина колонии и начальника оперчасти. Верно?
– Да, я играл в «Консервах» – был грех. В отличной компании, с Алексеем Серебряковым и Маратом Башаровым. Причём согласился не сразу, сначала категорически отказался. Из тех соображений, что, отслужив в конвойных войсках, хорошо знаю тюремную жизнь[end_short_text] с той, настоящей стороны.
Но режиссёр Егор Кончаловский – парень настойчивый. Спустя месяц позвонил и спросил с некоторой обидой: «Почему ты отказываешься от роли?»… Вообще я завидую актёрам, которые могут выбирать роли. У меня, как правило, отсутствовала такая возможность. Если мне предлагали какую-то роль, я её брал и делал. Ну и тут Егор меня всё-таки уговорил, предложив сместить акценты моего персонажа в такое художественно-комическое русло.
– Это как же?
– Мой Кум, как вы правильно сказали, ещё и начальник оперчасти. Как известно, оперчасть работает с агентурой из заключённых. Все стукачи – его креатура. Кум в курсе всех дел, для него специально собирают информацию. И не только информацию. Зона работает на золотом руднике. И Кум с помощью своих людей ворует золото. У Кума звёздочки на погонах реально золотые! И зубы. Мой герой везде прячет золото. И когда зэки, которых играют Серебряков и Башаров, решают бежать из колонии на его уазике, мой герой бежит вместе с ними, добровольно садится в машину. Зэки, конечно, в шоке. Но уазик набит золотом. И у Кума нет выбора – только бежать с заключёнными!..
– В сериале «Савва Морозов» вы тоже играли человека, имевшего немалый золотой запас. Но если без шуток, чем вас поразил ваш герой, известный и богатейший российский промышленник, купец и меценат Савва Тимофеевич Морозов?
– Я – человек дотошный. Работая над этой ролью, например, много дней просидел в Музее Художественного театра. Благо знаю, где он находится. И вхож туда. Поизучал там всё, что было, о Савве Морозове. В одной из книг прочитал, что подход Морозова к строительству театра для того времени был необычен. Шёл 1902 год. А в XIX веке те, кто в буквальном смысле строили театры, заботились больше всего о комфорте зрителей. Ведь в зрительный зал часто наведывались аристократы, богатые коммерсанты и даже члены императорской фамилии.
Но Савва Тимофеевич думал и о нас, актёрах. Дамы приходили в театр, чтобы ко всему прочему продемонстрировать свои платья – как правило, с открытыми спинами, глубоким декольте. Поэтому зрительный зал отапливался гораздо лучше, чем гримёрки артистов. Морозов решил порвать с этой нелепой традицией. Ведь недаром Художественный театр назывался общедоступным. Здание в Камергерском проезде должно было быть удобным для всех: простых зрителей, богатых дамочек и для самих артистов. Морозов позаботился о комфорте и здоровье актёров при строительстве здания в Камергерском. И даже мы, нынешние артисты, должны быть благодарны ему за такой благородный подход к нашему брату и нашему ремеслу!
Помню ещё один интересный момент. Великий князь, который был тогда московским губернатором, тоже хотел принять участие в создании Художественного театра. Но Савва Тимофеевич сказал: «Я денег дам при одном условии: никакого высочайшего попечения». Он изначально считал, что они не должны брать денег у власти. Потому что были театры императорские, которые властью полностью содержались: Большой, Малый, Александринка. От власти они и зависели. А Савва Морозов – человек прогрессивный. Он не хотел, чтобы Художественный театр зависел от кого бы то ни было. И мне лично эта его позиция очень по душе!
– Савва Морозов – громкое имя. Как вы сами относитесь к громким именам, модным брендам? Вот некоторые не могут оценить музыку, не зная, кто её автор. А когда им скажут – вот это Рахманинов, например, начинают восхищаться…
– Я очень спокойно к этому отношусь. Если говорить о музыке, мне не важно, кого играют, важно – что и как. У меня всё всегда по принципу «нравится или не нравится». Что касается моды, я на бренды внимания не обращаю. Не гоняюсь за ними. Примерил, если мне удобно – я в этом хожу.
– Дорогие вещи себе покупаете?
– Если мне нравится вещь, я не смотрю на цену. Вот на мне старая, но очень фирменная куртка. Винтажный стиль милитари. Когда купил, уже не помню, и за какую цену. Я же рыбак, охотник – вещи проверяю в процессе. И я к ней прикипел. И мне не важно, знает ли кто-то этот бренд, сколько стоит такая куртка.