Художник Сатаров: «Инцидент с картиной Репина говорит о халатности чиновников»
29 мая 2018, 13:20 [«Аргументы Недели», Алексия МЕЛЕВСКАЯ ]
Самый подделываемый художник нашей страны Михаил Сатаров рассказал «Аргументам недели» о коррупционных схемах, которые, по его мнению, удаётся скрывать дирекции Третьяковки.
Скандальная история с вандальными действиями в отношении картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» продолжает обрастать странными подробностями. Напомним, ЧП в Третьяковской галерее произошло на днях перед самым закрытием. Один из посетителей прорвался к картине Репина и несколько раз ударил по ней металлическим столбиком ограждения. Стекло разбилось и повредило холст. Позднее выяснилось, что этот мужчина весьма непрезентабельной внешности был под водочкой, которую, по его словам, приобрёл в буфете.
«На самом деле этот инцидент в очередной раз свидетельствует о халатности администрации и чиновников, которые курируют галерею, - возмущен известный российский художник Михаил Сатаров. – Почему в музее торгуют водкой и подпускают к мировым шедеврам пьяных? На мой взгляд, это в очередной раз доказывает, что люди, работающие там, не понимают ценности того, чем они заведуют.
Кстати, некоторое время назад мне тоже предлагали таким образом пополнить ряды современных художников, которых к себе в коллекцию брала Третьяковка. Я отказался. Это унизительно быть среди того дерьма, которое приобретается. К тому же мой статус намного выше – я самый подделываемый художник в стране, мои картины висят в замках европейских монархов.
При Третьякове картины попадали в галерею благодаря экспертному совету, в который, помимо него самого, входили известные художники, искусствоведы, уважаемые люди страны. А сейчас этим занимаются чиновники, которых интересуют деньги, а не то, что мы оставим в наследство потомкам. Это легко понять просто посмотрев последние закупки. В основном там в запасниках беспредметное искусство, обман, профанация.
В конце 90-х в Третьяковке творились и более ужасные дела. Знаю об этом, поскольку ко мне за консультацией обращался друг из Следственного комитета. В Третьяковке подделывались картины и вывозились на закрытые заграничные торги. В основном копировались салонные пейзажи.
На одной из таких копий во время перестройки эти «коммерсанты» и «погорели». На престижных мировых торгах всплыли картины, которые должны были храниться в запасниках Государственной Третьяковской галереи. Рванули туда и увидели там качественные копии. Естественно, привлечь было некого, поскольку администрация сменилась. Скандал был замят на уровне министерства культуры, МВД, прокуратуры. Потому что это грандиозный скандальный прецедент.
Кстати, в мире тоже часто находят подделки Пикассо, Ван Гога, Матисса. И любое государство, в том числе и Россия, конечно же, заинтересовано в том, чтобы скрыть такую уголовщину.
С Эрмитажем, кстати, тоже была жутко скандальная история. Люди, которые занимались охраной и реставрацией, выносили и реализовывали на блошиных и антикварных рынках произведения искусства, которые Эрмитажу принадлежат. Ходили слухи, что продали несколько сотен экспонатов.
О картине «Иван Грозный и его сын Иван» могу сказать, что это всемирно известный шедевр огромного размера. Её крайне сложно продать в частную коллекцию и подделать. Поэтому это странное нападение на картину вряд ли сделано с целью подделки. Как правило, подделывают небольшие салонные вещи, которые не примелькались. Хотя сегодняшняя жадность людская не знает границ.
[related_articles]
А вообще с этой картиной всегда происходили и будут в дальнейшем происходить мистические истории и покушения. Как только работа была написана и предоставлена на свою первую серьёзную выставку, ей нанёс порезы молодой иконописец, который потом свёл счёты с жизнью, бросившись под поезд. Восстанавливал картину сам Репин, но там тоже был казус. В последние годы своей жизни он видел в лиловых тонах. К тому же за 20 лет, которые прошли с момента написания картины, у Ильи Ефимовича изменился художественный почерк. И он переписал испорченный фрагмент в несусветных лиловых тонах. Создавалось ощущение, что царь убил сына с большого перепоя. Ситуацию спас его ученик, который заведовал реставрационной мастерской, - Игорь Грабарь.
Эта картина действительно энергетически мощная, она несёт евангельскую истину – гнев, любовь и раскаяние. Душевнобольные люди всегда очень сильно реагируют на такие произведения искусства. Поэтому государство в лице своих слуг – чиновников – обязано защищать шедевры. В сегодняшнее время, когда люди ради лайков и славы в интернете готовы на мерзость и преступление, защиту нужно усилить десятикратно!».