19 мая телеканалу ОТР исполнилось 5 лет. Срок вроде небольшой, но наработано немало – яркие новости из всех уголков России, серьёзные аналитические программы, благотворительные передачи и т.д. Обозреватель «АН» встретился с Константином ТОЧИЛИНЫМ, директором Дирекции информационного вещания канала, чтобы он рассказал о том, что произошло на ОТР за это время.
– КОНСТАНТИН, вы с первого дня на канале ОТР. Сейчас курируете новостной блок и программу «ОТРажение». Сразу поверили в светлое будущее канала или были какие-то сомнения?
– Понимаете, всё начиналось как история «сбитых лётчиков». На канал пришло много людей, которые что-то делали на телевидении раньше, но потом их творческая и журналистская жизнь как-то затормозилась. Но ведь всегда интересно начинать что-то новое. Поэтому решили попробовать. И я с большим энтузиазмом и верой взялся за эту работу.
Сделал главное для себя открытие. Создание нового телеканала не означает, что туда нужно сразу вливать огромные деньги. Наш бюджет с бюджетами федеральных каналов сравнить невозможно. Во-вторых, выяснилось, что когда у тебя не так много денег, ты начинаешь думать головой. Придумывать какие-то вещи, которые до тебя на российском телевидении не делал никто. И они оказываются востребованными зрителем. Очевидно, что нет ничего более дешёвого на телевидении, чем прямой эфир. И мы решили сделать ставку на него. Так возникла передача «ОТРажение».
– Слышал, что между собой вы называли «ОТРажение» «цветным радио». Почему?
– Потому что большинство сотрудников, в том числе и я, работали в своё время на радио. И я испытывал удивительные ощущения, когда разговаривал на московской радиостанции с простыми людьми об их насущных проблемах и ежедневных заботах. Мы вместе со слушателями думали, обсуждали, размышляли. И мне очень захотелось сделать такую вещь на ОТР.
Мы предложили руководству 4 часа прямого эфира, где каждые полчаса – новая тема. В эфир может позвонить любой зритель, задать вопрос ведущим, либо экспертам, которых мы пригласили для обсуждения той или иной темы. Есть линия СМС, где все участники процесса могут присоединиться к обсуждению. «ОТРажение» вышло во второй год работы ОТР. Нам было страшно поначалу. Никакого бюджета на раскрутку, на пиар, рекламу у нас не было. Мы просто взяли и вышли. И тут же, в первом эфире, пошёл вал звонков и СМС. Стало понятно, что всё это кому-то нужно.
Мы стали запускать разные рубрики. Есть темы, где появляются известные люди, медийные лица. А мы создали рубрику «Профессия», куда приходит, например, простой рабочий из Вологды, маляр из Костромы, печник из Челябинской области. И мы были очень удивлены тем, что по рейтингу эта рубрика в «ОТРажении» оказалась сопоставима с теми, куда приходят в гости звёзды.
– Интересно, о чём зрителям «ОТРажения» рассказывал печник?
– О том, как он строит печки. А в студию звонили люди и спрашивали, как правильно сделать то-то и то-то. Строительство печи – вещь сложная!
Кстати, само «ОТРажение» можно сравнить с мартеновской печью, которая постоянно выдаёт металл. Какого числа металл был лучше – 15-го или 16-го? Не важно. Важно, что наши сюжеты и разговоры востребованы аудиторией телеканала. И мы не останавливаемся на чём-то одном, всё время пытаемся придумать что-то новое.
– А ещё вы активно помогаете людям, которые обратились к вам за помощью!
– Да, мы пытаемся наладить конкретную обратную связь. Например, все письма, пришедшие в редакцию, пересылаем губернаторам, депутатам. На это или есть реакция, или нет. Но чаще высокие чиновники реагируют на наши обращения.
А ещё стараемся сами оказывать конкретную помощь нашим зрителям. Однажды увидели в ленте новостей обычную для страны новость. Умирающая российская деревня. Зимой занесло дорогу, «скорая», милиция, автолавка подъехать не могут. А там же люди живут! Мы кинули клич по редакции, собрали еду, нашли врачей, сели во внедорожник и поехали в ту деревню. Вы не представляете, как люди обрадовались нашей помощи!
Мне кажется, за этой историей будущее, и мы продолжим подобные поездки. Потому что нельзя просто смотреть, как кому-то плохо, и не реагировать, оставлять людей без какой-либо поддержки.
Другая история – мы стали помогать сельским библиотекам. Однажды рассказали в «ОТРажении», что там происходит: библиотеки закрываются, зарплаты мизерные, новых книг не поступает. И вдруг пошёл вал звонков. Звонили библиотекари – у нас фонд совсем не обновляется, 5 книг пришло за 15 лет. Мы позвонили в московские библиотеки, позвонили писателям. Нам очень помогла Московская библиотека деловой литературы, они теперь наши партнёры в этом деле. Выделили книги. Писатели нам подписывали свои произведения. И вот мы опять сели в машины и в свой выходной день поехали в библиотеку, в Ярославскую область. А вот в начале майских праздников съездили в библиотеку во Владимирскую область. Несколько тысяч книг привезли. Наш водитель даже опасался, что у него баллоны не выдержат. И сейчас готовим поездку в одну из районных библиотек.
Повторяю, очень важно не просто рассказывать, что где-то кому-то плохо, а реально помогать людям. Чем мы по мере сил и занимаемся, делая программу «ОТРажение».