> К жюри претензий нет - Аргументы Недели

//Культура 13+

К жюри претензий нет

№  () от 23 мая 2018 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]

Привет, привет, дорогие читатели! Закончился Каннский кинофестиваль, и пора подводить итоги. Кейт Бланшетт, председатель жюри, в нелепом дизайнерском фэнтези, как у бабочки, с красными крылышками улыбалась очень натянутой улыбкой, а когда камера хватала её между улыбками, выражение лица у неё было усталое. Да и понятно, конкурс в этот раз был очень неровный.

В ЧЁМ я согласен с решением жюри? Это, конечно, приз за лучшую режиссуру Павлу Павликовскому, который снял совершенный с «синема» точки зрения фильм «Холодная война». Далее призы за лучшую мужскую и женскую роль. Начнём с женской. Приз достался Самал Еслямовой за роль в фильме «Айка» нашего соотечественника Сергея Дворцевого. Роль, безусловно, трудоёмкая, и актриса с ней справилась безукоризненно. Но образ героини создаётся в обстоятельствах, которые наотмашь бьют «ниже пояса» по человеческим чувствам зрителя.

Фильм рассказывает о жизни «ниже плинтуса» мигрантки из Киргизии Айки, которую изнасиловали (за кадром), но она не сделала аборт, а родила никому не нужного ребёночка в московском родильном доме, откуда в первых кадрах фильма сбегает.[end_short_text] И дальше она подвергается травле со стороны местной этнической группировки, которая обещает поставить «на счётчик» пальчики её сестры, если она не вернёт какой-то долг (история долга за рамками фильма). Она временно устраивается сменщицей уборщицы ветеринара-собачника, и в кадре мы видим, слава богу, не только людей, но и собачек. Но вот проблема. Из неё всё время течёт кровища. Мне объяснили осведомлённые люди, что после операции такое бывает. Но почему она запихивает между ног туалетную бумагу в общественных туалетах? Почему не купить коробку памперсов? Памперсы не годятся – объяснили мне, это не тронет жюри.

Дальше физиология продолжается. У Айки обнаруживается мастит. Она же бросила ребёнка. И вот у неё проблемы уже не только между ног, но и в грудях. Они болят невыносимо. Как мне объяснили знающие люди, мастит – это второй удар по жюри, чтобы содрогнулось.

А живёт наша Айка в Москве, как Раскольников в Петербурге. Местный жулик снимает «резиновую» квартиру, где селит нелегальных одноплеменников по матрасам. У Айки тоже есть матрас, правда, за занавеской. И она там мучается со своими недугами и проблемами вроде как без свидетелей. Но мафия находит её и даёт двое суток, чтобы вернуть долг. Айка решает сдать своего малыша «на органы», чтобы откупиться от своих бандитов. Идёт в роддом, который ещё не отправил младенца службам опеки. И забирает. Он плачет, а у неё из груди брызжет молоко. Она убегает от мафиози и кормит ребёнка грудью в подъезде. В глазах у неё, обычно потухших, мерцает счастье. Нет, ребёнка она, вкусив материнства, теперь не отдаст. Или погибнет вместе с ним. Вот такой интересный хеппи-энд. Конечно, я согласен с жюри, что все остальные женские роли в конкурсе по сравнению с ролью Айки были весёлыми упражнениями в актёрском ремесле. А тут весь фильм страдать в кадре! Это не отметить было просто нельзя.

С призом за лучшую мужскую роль, который достался актёру из фильма Маттео Гарроне «Собачник» Марчело Фонте, тоже согласен. Действие происходит в каком-то районе социального жилья возле моря. Камера фиксирует идеи архитекторов сделать что-то дизайнерское. Но время и шторм снесли все дизайнерские попытки креатива. Перед нами обглоданное ветром захолустье. Но вот беда, есть в их районе бывший тяжеловес, который всё время на дозе и которого все боятся. Он третирует местных жителей и замышляет пробить дыру в стенке офиса собачника, чтобы ограбить соседний бар с игровыми автоматами. Собачник против. Он разведён, но хочет с дочкой испытывать радость жизни. С аквалангами иногда с ней опускается с лодки в пучину морскую. Но тяжеловес, такой кусок мяса, всё-таки пробивает дыру из его ветеринарной подсобки в соседний игорный шалман.

Приезжает полиция и арестовывает нашего собачника. Но он урода не сдаёт. Целый год за него сидит в тюрьме. А когда выходит, требует компенсации. Урод таких слов, разумеется, не понимает. Тогда наш герой, до этого тихий-претихий, берёт лом и разбивает красивый мотоцикл обидчика. И дальше будет схватка не на жизнь, а на смерть, и негодяй будет хитроумно казнён. Но местные не будут аплодировать. Ведь когда герой взял вину на себя, он оказался чужим для них. Столько грусти и печали будет на лице героя-победителя, что все должны расплакаться. Вот и члены жюри не устояли против эмоционального натиска.

А Золотая пальмовая ветвь отправилась в этом году (впервые за 20 лет) в Японию, она достаётся режиссёру Хирокадзу Корээде за фильм «Магазинные воришки». Фильм рассказывает историю семьи Осамы, которая кормится мелкими магазинными кражами, но, обнаружив на улице бесхозную девочку, замерзающую от холода, берёт её к себе на попечение. Они живут бедно, но вполне счастливо, пока в их жизнь с позиций общепринятого нравственного императива не вмешиваются власти, разрушающие трогательный душевный мир своим социальным бульдозером. И таковы логин и пароль призовой политики Каннского фестиваля: поддерживать кино, которое борется за права малых, противостоящих страшным волкодавам капитализма, наделённым властью большинства, за гуманизм и общество с человеческим лицом. Пафос авторов «Магазинных воришек» вступил в резонанс с этой политикой, социальная тема вышла на первый план, а конкурсные фильмы с «нетрадиционной» проблематикой, которые обычно поощряются жюри больших фестивалей, оказались за бортом.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте