На Первом канале состоялась премьера телесериала «Частица Вселенной», где герои – современные космонавты, причём в полёте. Это новость для эфира, где космонавты обычно появляются как гости из прошлого, оставляя современную Землю следователям и преступникам. Однако будни завоевателей космоса из сериала осложнены классическим любовным треугольником: жена одного космонавта полюбила другого. Ну и всё, пропал космос...
ЛЮБОВНАЯ драма – это вроде кислоты, разъедающей любые обстоятельства действия: главными становятся чувства и отношения. Сидят ли наши герои на белых кожаных диванах или плавают в невесомости, не так уж и важно. Но, когда соперники в скафандрах и одному предстоит выйти в открытый космос под руководством другого, картинка куда более увлекательная. Итак, накануне старта, не ведая о нём, жена (Виктория Исакова) сообщает мужу (Алексей Макаров), что полюбила другого (Сергей Пускепалис). Муж до поры до времени не знает, кого именно, но мы-то знаем и с грустью смотрим на добродушную сдобную хозяюшку – жену Пускепалиса (Анна Михалкова). Она и не подозревает об измене. Исакова соглашается изображать семейное согласие до старта, хотя по её томным и грешным глазам можно всё понять (Исакова – стильная актриса оригинального амплуа «Женщина, Которая Страдает»). И только запойный психолог в шарфике (А. Агранович) подозревает неладное: космонавта нельзя допускать к полёту, у него отложенная реакция на стресс, которая может накрыть его внезапно, и что тогда?
Человек – конечно, частица Вселенной, но в отличие от Вселенной у него есть психика, а где психика – там и проблемы. Стиснув зубы внутри разбитого сердца, Макаров симулирует вменяемость. Верим: наш народ отличается склонностью врать социологам и обманывать психологов, такая уж национальная особенность. Проблема в другом: в качестве самого любовного треугольника.
Героиня Исаковой – женщина с запросами и в поиске, с беспокойным эротическим полем, тут всё грамотно. Но герой Макарова – идеальный муж: мускулистый, надёжный, крайне привлекательный, и он ей за 18 лет брака ни разу не изменил! Анна Каренина ушла от скучного пожилого чиновника к блестящему молодому офицеру. Понимаем. В картине Р. Варнье «Восток – Запад» героиня Сандрин Боннер, будучи в браке с героем Олега Меньшикова, увлеклась Сергеем Бодровым. Поколебавшись, тоже понимаем. А здесь частица Вселенной в виде Пускепалиса не имеет никаких преимуществ перед частицей Вселенной в образе Макарова. Они одного возраста, здоровье у обоих, как у космонавтов, душевные качества у Макарова поблагороднее и даже внешне он посимпатичнее будет. Он и зрителям, судя по опросам, больше всех приглянулся. Ради чего женщина разрушила свою жизнь?
Автор сценария и режиссёр фильма – Алёна Званцова (кстати, всячески приветствую, когда за картину отвечает один человек, это в русле мировых тенденций и придаёт кино обаяние одной интонации, одного человеческого «голоса»). Званцова – одарённый автор, и на её счету есть несколько удачных мини-сериалов (она сценарист «Оттепели» и многого другого, особенно полюбился зрителям остроумный фильм «Небесный суд», где действие происходит в загробном мире). Наверное, сбой в подборе актёров произошёл из-за неведомых обстоятельств. Потому что героя-любовника должен был играть кто-то вроде Михаила Пореченкова. Судите сами: героиня утверждает, что, когда она смотрит на своего избранника, ей становится тепло и она ощущает, что она живая. Теперь гляньте на Пускепалиса – вам становится тепло? Вы чувствуете, что вы живые? Пускепалис – отличный артист, но это не о нём. Он такой реальный, приземлённый парень, без романтической искры. Страсть к нему выглядит непонятной и надуманной.
Впрочем, чужая страсть редко понятна в принципе, что ж, такая «сложная женщина» попалась несчастному герою Макарова, как о том с правильным раздражением говорит тоже несчастная лебёдушка Михалкова. Надуманная страсть, однако, погружена в реалистические обстоятельства современного «Роскосмоса», и здесь как раз всё достаточно убедительно – и люди, и обстоятельства. Нет дутого пафоса и вылизанных интерьеров, работа – как работа, все лица живые (особенно начальник – Андрей Смирнов). И то, что накануне старта командир хлопает водочки – и даже в полёте что-то употребляет внутрь, принимаешь на веру. Действительно, там же нет ГИБДД. Космонавты – живые ж люди.
Вот здесь и возникает дополнительная коллизия. Глядя на мелодраматические бури людей в скафандрах, которым надо выполнять сложнейшие манипуляции с техникой, стоящей миллиарды, начинаешь сильно сомневаться в будущем «человека в космосе». Это такая ненадёжная белковая субстанция, осложнённая психикой! Конечно, как только станет возможным полностью заменить человека роботом, это и произойдёт в кратчайшие сроки. Что человеку делать в космосе? Интересно на Землю сверху посмотреть? Тайком протащить в ракету обручальные кольца или заколку возлюбленной (как сдуру сделал герой Пускепалиса)? Да, в космос летают славные парни, но они же одновременно – ходячая масса бактерий и двуногий психоз. Недаром так истерически суетится санитарный врач перед стартом – обнимешь жену, и всё, полёт загублен. Видимо, прав был злодей Ницше, утверждавший, что «человек – это то, что должно быть преодолено». По отношению к космосу звучит убедительно!
Впрочем, такие мыслишки приходят не от реального знания дел, а после просмотра фильма «Частица Вселенной». Скрещивание «производственной драмы» с мелодрамой дало сильный крен в мелодраму, и это понятно, автор – женщина, и у телевизоров сидят сами понимаете кто. Моральный баланс соблюдён, и героиня Исаковой в финале наказана раскаянием так, что её уже хочется пристрелить, чтобы не мучилась. Однако проблема сосуществования белковых тел и высоких технологий есть в действительности. Кто-то тут лишний, кто-то ненадёжное звено, со своей мятущейся душой и хроническими проблемами в сфере пола. Пол, кстати, тоже в космосе лишний. И любовным многоугольникам куда комфортнее опираться на Землю, на её пока что надёжное притяжение. И вообще, что людям делать в космосе? Нам же обещали, что после смерти мы будем преспокойно рассекать эту самую Вселенную в любых направлениях. Всего-то чуток подождать, да не отягчать себя грехами (для скорости полёта)...
Одна деталь в картине меня насторожила – психолог «Роскосмоса» постоянно жалуется на маленькую зарплату. Поскольку антураж фильма приближен к правдоподобию, у нас что, даже в «Роскосмосе» людям мало платят?! Помнится, хирурги из сериала «Склифосовский» тоже сетовали на недостаток средств к существованию. А вообще кто-нибудь, кроме министров и менеджеров «Газпрома», у нас получает большую зарплату? Даже в сериалах вон люди жалуются. Непорядок.