Аргументы Недели Культура № 14(607) от 12.04.18 13+

Сатира – всегда актуальный жанр

, 20:44

Сатира – всегда актуальный жанр
Сергей Чирков сериале «Орлова и Александров»

Сергей ЧИРКОВ учился театральному мастерству у Сергея Женовача в ГИТИСе. В кино, по признанию самого актёра, ему большую помощь оказал Дмитрий Нагиев, с которым Сергей играл в сериале «Два отца и два сына». Чирков всегда хотел быть таким же независимым и целеустремлённым, как Нагиев. И сейчас он старается выбирать только те роли, за которые потом не придётся краснеть. Названия фильмов и сериалов, где снимался Сергей Чирков, говорят сами за себя: «Чёрный мяч», «День выборов», «На игре», «Банды», «Остров ненужных людей», «Ангел или демон», «Волчье солнце», «Орлова и Александров».

 

– СЕРГЕЙ, одна из первых ваших ролей в кино – бармен в комедии «День выборов». Потом сняли «День выборов – 2». Как думаете, «фильм третий» возможен? Или острая сатира на наши выборы уже утратила свою актуальность?

– Думаю, сатира – всегда актуальный жанр для России. Региональные выборы, о которых идёт речь в первом и втором фильмах, наверняка и в реальной жизни проходят где-то по тем же «местным» правилам, с тем же административным ресурсом, задариванием избирателей, давлением на кандидатов. «День выборов» – это, конечно, некий гротеск и сюр, но большой поклон Леониду Барацу, Ростиславу Хаиту, Камилю Ларину, Александру Демидову за их работу. Они делают простые, смешные и узнаваемые вещи в своём жанре. Если бы ребята сейчас взялись снимать новый «День выборов», уверен, история получилась бы такая же острая и актуальная. Люди же не меняются, меняются обстоятельства вокруг людей. А как человек выходит из тех или иных обстоятельств – это как раз интерес для творческих личностей.

– В сериале «Орлова и Александров» вы сыграли известного оператора Владимира Нильсена, который работал со знаменитым режиссёром Григорием Александровым над картинами «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга». Что интересного вы узнали о своём герое и о той эпохе?

– Я всегда стараюсь скрупулёзно подходить к любой роли и непременно что-то узнать о своём герое до съёмок. И режиссёр сериала Виталий Москаленко – безумно кропотливый и дотошный мастер. Он даёт актёрам много информации, которой нет в Интернете. Часто ставит задачи, рассказывая целые истории из жизни тех или иных персонажей.

Например, в 1935 году Григорий Александров и Владимир Нильсен в составе небольшой делегации, снабжённые золотыми рублями, полетели в Америку. В то время за границу мало кого пускали. Разрешение каждому давал, разумеется, сам Сталин. Григорий Александров и Владимир Нильсен уже сняли «Весёлых ребят» и хотели посмотреть, по каким законам живёт и работает Голливуд. Ну и заодно приобрести современные камеры и другую кинотехнику.

Изучив всё в Голливуде, познакомившись со многими известными американскими актёрами, Григорий и Владимир вернулись в Москву. Они привезли с собой отличную съёмочную аппаратуру. И – целый шкаф дорогих костюмов. Молодые советские кинематографисты хотели выглядеть так же стильно и роскошно, как их коллеги из Голливуда. Эти незапланированные траты им простили. Сталин любил кино, режиссёра Александрова и особенно его жену, знаменитую актрису Любовь Орлову.

Но судьба моего героя Владимира Нильсена завершилась трагически. 22 сентября 1937 года он вернулся в Москву после съёмок на Урале. А вечером 8 октября 1937 года оператор был арестован в номере отеля «Метрополь», где он проживал. Нильсен был осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье «шпионаж» и 20 января 1938 года расстрелян. Место захоронения – Бутово-Коммунарка. Почти все друзья поспешили отказаться от репрессированного оператора. Из титров фильмов, созданных с его участием, его фамилию вырезали…

Самое главное, что я узнал о той эпохе, – это присутствие постоянного страха, что за тобой придут. И как было с этим страхом жить, любить и творить, я понимаю с трудом.

– Актёры – люди зависимые. От режиссёров, кастингов, проб, счастливых случаев. Вы не думали заняться ещё каким-нибудь бизнесом, не бросая своё основное ремесло?

– Серьёзно думаю над этим. Наша профессия действительно «подневольная». Именно поэтому, окончив ГИТИС в 25 лет, я не стал ждать своей роли в каком-нибудь театре. И хоть учился у театрального режиссёра Сергея Женовача, сразу ушёл в кино. До некоторых пор не испытывал нужды в параллельном заработке. Кризис в 2015 году, когда съёмки срывались из-за нехватки денег, а некоторые кинокомпании и вовсе закрылись, изменил моё мнение. Я понял, что моя зависимая профессия при отсутствии съёмок и стабильных гонораров не прокормит семью.

Но тут такая история. Если делать бизнес самостоятельно, с профессией актёра это не совместить. Любое дело надо контролировать. А если у меня длительные съёмки в другом городе или стране? Если вести дела с партнёром – надо доверять партнёру. Но найти надёжного человека очень сложно. Не хочется потом обжигаться, разочаровываться в людях. Всякое бывает, когда есть что делить. Так вот, если в моей жизни появится какой-нибудь другой заработок, он будет связан только с семьёй, с женой. Семейный бизнес делать проще и, главное, надёжнее.

 

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью