Аргументы Недели → Культура № 14(607) от 12.04.18 13+

Буйда о смутном времени

, 20:23 , Писатель, критик, драматург

Известный писатель Юрий Буйда (он, к примеру, получил премию «Большая книга» за свой роман «Вор, шпион и убийца») выпустил в свет новое сочинение под названием «Пятое царство». Эта блистательная книга имеет только один недостаток: читателя не предупредили, что всё описанное – фантазия автора, его личный карнавал. Что этот живописный псевдоисторический триллер не имеет касательства к истории – а речь идёт о Смутном времени, всегда занимательном для отечественного читателя.

ПРАВДА, автор сразу обещает рассказать историю, в которой действуют «тайные агенты Кремля, шотландские гвардейцы, призраки, ожившие мертвецы, иностранные шпионы, алхимики, прекрасные женщины, чудовища, гомункулы, вольнодумцы, цари, монахи, вампиры, наёмные убийцы, бояре, бастарды, воздухоплаватели, пьяные ведьмы, а также одна мраморная Венера, одна голая свинья в юбочке и одно великое дерево…». И все обещания Буйда сдерживает. А по вампирам и ожившим мертвецам мы ведь можем догадаться, что это за кино. И всё-таки предвижу некоторое изумление тех, кто что-то читал про Смутное время, – очень уж смелые перевёртыши производит автор.

Невинно убиенный царевич Дмитрий предстаёт жестоким дегенератом-эпилептиком, который рубит ножом собак и которого реально никто не убивал – в своих чудовищных играх с ножом он поранился сам. Самозванца тут зовут Юшка Отрепьев, и он, урод и выродок, с дворянского детства своего обуреваем жаждой преодолеть участь «жалкой вши» и сыграть главную роль в истории. Врачи-иноземцы закупают кровь, чтобы вылечить больных распутством княгинь и создают в колбах мерзких гомункулусов без души. Хотя Смута уже вроде как закончилась, и Русь держат в руках вменяемые Романовы – царь Михаил и его отец, патриарх Филарет – безумие затаилось и ждёт реванша. Зреет ужасный бунт под предводительством загадочного князя «Жуть-Шутовского». Он грезит повести на Москву полчища мнимых скоморохов, отряды гомункулусов и прочей нечисти, чтобы доконать и без того захиревшее Русское дерево…

Но у злодея ничего не выйдет. На его пути встанет тайный агент Кремля русский с итальянскими корнями дворянин Матвей Звонарёв – герой почище Джеймса Бонда. Его записки составляют ось повествования. Матвей ловок и храбр, решительно ничего не боится, спокойно, без пафоса предан своему делу, имеет вставные железные зубы и даже умеет в крайнем случае превращаться в птицу. Единственная его слабость – тайная страсть к дочери алхимика Юте Бистром, и здесь нашего героя, конечно, и подстерегает самый жестокий удар судьбы… Рядом с героем – помощник, младенчески невинный богатырь Истомин-Дитя, влюблённый в мраморную Венеру, случайно раскопанную в его усадьбе. Есть и ещё доблестные персонажи, противостоящие бесовщине. Но главное – шутовская жуть бесится вокруг Русского дерева, но не проникла в его сердцевину: Романовы неколебимы, они – Удерживающие, те, кто держит оборону порядка от тёмного хаоса.

Нравы, оно, конечно, жестокие, а где они таковыми не были в семнадцатом-то столетии? Но, главное, «русские люди всегда оказываются лучше, чем они сами о себе думают…» – пишет автор, передавая явно свою мысль одному из героев. Хотя рассказ построен в форме переписки персонажей (с включением дневников, отчётов и донесений), их речь не стилизована под архаику времени. Но нет и пародийного включения современности, как то бывает, когда в псевдоисторических сочинениях появляются телевизоры и смартфоны. Игра ведётся умная и остроумная, в хороших бодрых ритмах, завораживающе интересная и гипнотически убедительная. Чего стоит одна сцена выманивания из озера близ Галича поселившегося там змея «с крокодильей пастью, на утиных лапах»! Чтобы его выманить, ту самую свинью обряжают в юбочку, дабы змей принял её за девицу. А начало романа, когда казнят белого слона, подаренного когда-то Ивану Грозному, – раз прочтёшь и уже не забудешь. Автор замечательно владеет словом. Вот, к примеру, как он описывает Марину Мнишек: «Маленькая, безгрудая, с хищным и чёрствым лисьим лицом, тонкогубая и мелкозубая, с голубоватой детской шеей, едва выдерживающей тяжесть высокой причёски из конского волоса, закованная в стальной испанский корсет…» С таким мастерством автору, конечно, дозволен личный исторический карнавал. Тем более что за всеми фантазиями и выдумками виднеется прочная подкладка несомненных для Буйды ценностей.

Он играет в русскую историю вдохновенно, с азартом и страстью. Он совершенно не собирается укорять никого из персонажей и учить их, как надо было жить. Это пусть сделают там, в Пятом царстве (Царстве Истины-Христа). А Юрию Буйде вообще всё нравится как художнику, из-за немыслимого колорита жизни и человеческих лиц, публициста же и журналиста в себе (такие грани есть в нём) он отодвинул для других сочинений. Это «кино» снято для того, чтобы зритель раскрыл рот от изумления и ему самому захотелось побывать в цельном, героическом мире, где кровь не водица, а счастье можно добыть доблестью. (А что мертвецы оживают и гомункулусы бегают по городу, так это ещё интересней!)

Мысль автора о том, что бесовщина связана с шутовством, актёрством, театральщиной, справедлива, по-моему, вполне. Мы же видим, как шутовство заполонило мир – не то невинно-игровое, что в меру необходимо людям, а подлое, мерзкое, лицемерное. Когда утрачена личность человека и вместо неё – мелькание масок, бессовестное притворство. Что не удалось князю Жуть-Шутовскому в 1622 году – получилось в современном мире, хотя Русское дерево и здесь устояло.

«России не следует спешить со своим собственным возрождением…» – философски замечает один персонаж. Вот именно. Спешить нам решительно некуда. Спешат самозванцы, мятежники, политические скоморохи. А Удерживающий просто стоит на месте и удерживает. Поэтому-то серьёзный, тихий и грустный Михаил Романов оказывается надёжной защитой от «князя Жуть-Шутовского»…

Жаль, если такое удивительное сочинение, как роман Юрия Буйды «Пятое царство», не заметит читатель. И опять начнёт талдычить – нет-де современной литературы. Уймитесь, маловерные! Если уж это вам не нужно, что вам нужно?!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram