Московский Художественный: варианты будущего
№ () от 28 марта 2018 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
Вопрос о новом художественном руководителе МХТ имени Чехова решён. На эту должность назначен один из лидеров театральной России известный режиссёр с большим стажем работы Сергей Женовач, создатель Студии театрального искусства в Москве. Решение это удивило многих.
УДИВИЛО тем, что оно разумно. Как говорится, раз в год и кочерга стреляет. Ведь грамотных кадровых решений в сфере культуры маловато будет. Особенно отличается по этой части федеральный центр. К примеру, назначение И. Апексимовой на Таганку превратило, на мой взгляд, этот театр из пространства, куда ходят неохотно, в место, куда театралы направляются разве что по приговору суда. А смена в Театре «Модернъ» яркой одарённой С. Враговой на воинствующего дилетанта Ю. Грымова? Ясно же – начальники сели в лужу, но так и сидят, угрелись, нравится.
Но тут, как в нашем кино: прилетели на вертолётах «зелёные человечки» и всех спасли. Даже проявили неожиданную деликатность – Сергей Женовач вступит в должность 23 апреля, когда минует 40 дней со дня кончины Олега Павловича Табакова. До этого он будет знакомиться с репертуаром театра.
Действительно, если и есть в России режиссёр, соответствующий идеальным принципам Московского Художественного, как о них грезили основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко, так это именно Сергей Женовач (и ну разве что[end_short_text] Григорий Козлов в Петербурге). Я видела почти весь репертуар его студии и могу констатировать три явных факта.
1. У Женовача отличный и взыскательный литературный вкус. Никакие дребедень и подделка не проникнут на сцену МХТ. Да, он – почитатель Чехова, Достоевского и Булгакова, строг к современной драматургии. Однако теперь можно быть в уверенности – если что современно сочинённое и пойдёт в МХТ, оно будет отменного качества.
2. Женовач – подлинный режиссёр психологического театра, но не приземлённо бытового, а с вплетением вольной игровой стихии, поэтому в его студии сидит и радуется на диво молодая публика.
3. Женовач – любитель, «открыватель» и воспитатель актёров. Он ценит, угадывает, выявляет их талант. Если своих юных артистов он просто создал, то напомню, что Женовач работал и в МХТ, и в Театре на Малой Бронной, и в Малом театре. Где в его руках были монстры и зубры актёрского цеха, и ничего – блестяще справился. Великолепные спектакли Женовача «Горе от ума», «Правда – хорошо, а счастье лучше» и «Мнимый больной» до сих пор в репертуаре Малого театра и притягательны для публики.
Проблема же только одна: насколько у Сергея Женовача хватит сил и воли в новой должности. И дипломатических способностей. Когда он станет отсматривать репертуар МХТ, там наверняка найдутся спектакли, целиком и полностью чуждые его природе и убеждениям. Но резко менять «поворот винта» нельзя – театр залихорадит моментально. Его уже лихорадит.
Не успело министерство озвучить своё удивительно разумное решение, как директор МХТ Ю. Кравец созвал собрание артистов и призвал подписать письмо президенту, чтоб тот явил милость, не засылал в театр «варяга», а назначил художественным руководителем МХТ актёра Константина Хабенского. Расчёт коварный и грамотный: Хабенского президент знает наверняка, а Женовача – есть сомнения. А при своём человеке, не режиссёре на посту худрука директору как-то спокойнее. Знай прикрывайся лозунгами о «традициях МХТ» да лепи свои пирожки – один пришёл, поставил, ушёл, другой пришёл, поставил, ушёл…главное же – медийные лица на сцене, за созерцание которых зрители, особенно приезжие, готовы платить. Но это – верное и однозначное сползание в трясину. А Женовач – это новый путь. Каким бы успешным ни был театр, ему нельзя жить по инерции, чтоб «всё было как было». Надо хронически пробовать новые высоты, иначе – «тепловая смерть». Кроме того, лишь профессиональный режиссёр может добиться полноценного проката спектакля, строго присматривая за его качеством. Критики пришли на премьеру, отписались и сгинули. А спектаклю жить в репертуаре, и если не следить за ним, всё вмиг разбалтывается и деградирует, даже дикция актёров. Кто скажет артисту – парень, ты мнишь себя звездой, а тебя в десятом ряду не слышно? Константин Хабенский?
Труппа МХТ на том собрании проявила неожиданную для актёрских коллективов вменяемость и письмо не подписала. Спасла президента от очередной порции дурных заморочек на голову с утра. Отвело, и слава богу, но вот что интересно: а как теперь директор Ю. Кравец собирается сотрудничать с новым худруком, которого так пылко старался сместить? Впрочем, всегда ведь можно раскаяться. Это давняя русская традиция. «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». Ещё и какие отменные святые получаются из бывших грешников!
В общем, у публики есть весомые основания надеяться на творческое будущее МХТ имени Чехова. Но не будем скрывать и тревоги. Скажем откровенно, это грустная правда: старшее поколение выдающихся советских артистов и режиссёров уходит, сделав всё возможное для отечественного театра. Поколению художественных руководителей, рождённых ещё до Отечественной войны, не занимать силы воли и профессиональной закалки. Но что дальше? Есть ли у кураторов культуры кадровый резерв, возможные варианты? Заботятся ли они о воспитании будущих худруков? Если говорить о федеральном центре, имею обоснованные сомнения. Предмет, которым руководишь, надо знать, а что знал тот, кто назначил Ю. Грымова в «Модернъ»? Да и федералы склонны к таинственным загогулинам культурной политики вроде появления А. Могучего в Большом драматическом театре Санкт-Петербурга…
На этот раз назначение худрука МХТ сделано разумно, оно открывает перспективы. Но что будет завтра с другими театрами и назначениями?
Татьяна МОСКВИНА