Питерский актёр Алексей МОРОЗОВ стал всенародно известен благодаря нашумевшему сериалу «Таинственная страсть». Роль Ваксона (молодого Василия Аксёнова) стала его визитной карточкой. Даже те, кому сериал не понравился, отметили достойную игру актёра. Не прошли без внимания и фильмы «Григорий Р.», «28 панфиловцев», «Раскол» и т.д. Сейчас Алексей ждёт выхода сериала «Спецы» и снимается в семейной саге «Русские горки».
– АЛЕКСЕЙ, раньше вы играли исторических личностей и вдруг циничный эксперт-криминалист в сериале «Спецы». Как входили в образ?
– Мне помогли лучшие образцы английских детективных сериалов и консультант, который постоянно присутствовал у нас на площадке. Он учил, как нужно брать соскобы с улик и какого цвета должен быть химраствор. Пожалуй, теперь я готов какое-то время поработать экспертом-криминалистом. Обычно в наших детективных сериалах повозят что-то там ватным диском, и всё, а в «Спецах» всё очень достоверно изображено и крупным планом.
– То есть если вам нужно будет скрыть улики, то вы знаете, как это сделать?
– Знаю, но понимаю, что окончательно замести улики невозможно. Даже если тщательно смоешь кровь, то всё равно при помощи специального прибора криминалист сможет её высветить.
– Что для вас было самым сложным при работе над ролью?
– Специализированные термины. Их нужно было произносить не нарочито, а «впроброс». Вроде как естественное состояние твоей речи. «Спецы» – не очередная стрелялка, и мой герой не Глеб Жеглов, а скорее современный синтез Шерлока Холмса с доктором Хаусом. И вообще фильм снят красиво, как английские сериалы. Снимали, кстати, в Киеве. Полгруппы – россияне, а полгруппы – украинцы. И надо сказать, такой слаженной киногруппы у меня на кинопроекте давно не было.
– Не опасно ли сейчас сниматься на Украине? Многие актёры боятся туда ехать...
– То, что показывают по ТВ, – за гранью добра и зла. Конечно, на Украине существуют безумные националисты, но, к счастью, там огромное количество вменяемых людей, не любящих и не поддерживающих националистов. Большинство людей хотят не воевать, а просто нормально жить. Помню, весной прошлого года я вышел из киевской квартиры и увидел, как молодые мамочки с колясками гуляют. Всё как раньше в обычной жизни, говорят на русском языке, даже школьники. Правда, беднее стало, беднее даже, чем при Януковиче. Многие тогда вышли на майдан за свободу, но свободу у них опять отобрали, и снова много недовольных. А обвинять всех украинцев могут только недальновидные и глупые люди.
- Зачем нам всё время пытаются внушить, что враги повсюду?
– Отвечу словами Михаила Салтыкова-Щедрина: «Что-то заговорили о патриотизме, наверное, опять проворовались». Это было сказано в XIX веке, но не потеряло актуальности и сегодня. Утверждать, что мы окружены врагами и что мы самые лучшие, – по меньшей мере глупо. Также неумно утверждать и то, что наши «западные партнёры» мягкие и пушистые.
– Как вы относитесь к тому, что наш кинематограф встал на путь сказочного Голливуда? «Время первых» и «Движение вверх» переполнены косячными выдумками, а их продюсеры оправдываются, что фильмы художественные, а не документальные...
– Хорошо, что наше кино хоть как-то пытается прорваться. И не страшно, что это делается через подражание американским стандартам. Пройдя некий путь, мы вырулим на наше национальное киносознание. Радует, что параллельно подражалкам совсем молодые ребята снимают не конъюнктурное кино, рассказывая о том, что их волнует по-настоящему. Например, фильм 25-летнего Ивана Шахназарова «Рок» – абсолютный прорыв в молодой кинематографии. 29-летний Иван Твердовский – очень интересный режиссёр. Илья Учитель, сын Алексея Ефимовича, тоже идёт своим путём. За ребятами будущее, они не пытаются копировать американский стандарт, ищут своё. Кино должно быть разным, главное, чтобы оно не было тотально продюсерским, руководствующимся интересами кассы. Знаю, что у режиссёра «Движения вверх» Антона Мегердичева есть своя режиссёрская версия картины, которая отличается от того, что вышло на экраны. Но эту версию могут посмотреть только друзья режиссёра…
- В последнее время много обсуждали запрет фильма «Смерть Сталина». Как вы считаете, смеяться над политиками и тиранами можно или даже нужно?
– Смеяться над тиранами, политиками и чиновниками совершенно необходимо. Вообще лучше смеяться, чем заниматься запретами и политическими убийствами. Как сказал один из моих любимых писателей Ремарк, «если не смеяться над XX веком, то лучше уж сразу повеситься». Я этого фильма не видел, но, чтобы составить своё собственное мнение наверняка, лучше увидеть. Часто то, что запрещают, становится тем, что ищут. В конце концов, есть Интернет, и фильм всё равно посмотрят.
– Почему политики пытаются очеловечить Сталина?
– Волна идёт из народа, а политики её ловят. Людям хочется сильной руки. Она сплотит народные массы и поведёт их к некоей победе. При этом многие забывают, что война давно окончена и Победа была в 1945 году. А увлекаясь прошлым, не нужно поддаваться мифологии, куда лучше посмотреть подлинные документы того времени, которые в огромном количестве выложены в Интернете. Те, кто защищает Сталина, вряд ли их читают.