Аргументы Недели → Культура № 9(602) от 6.03.18 13+

Куда пропали нормальные женщины

, 21:36 , Писатель, критик, драматург

Накануне Международного женского дня (далее именуемого МЖД) позволительно поискать в эфире следы присутствия нормальных женщин. Тех самых, на которых всё и держится. Которые составляют больше половины населения страны и, как правило, ничуть не возражают против этого самого МЖД, каким бы сомнительным этот праздник ни казался всяким вольнодумцам. Передохнуть от забот и тревог, послушать – пусть лицемерные! – заверения, что-де «мы вас любим», получить хоть дохлый цветочек за свою трудную вахту… В жизни нормальные женщины существуют несомненно, да они и есть жизнь. В эфире – дела обстоят иначе.

 

КОНЦЕПЦИЯ праздника у главных каналов телевидения не меняется много лет: праздник – это просмотр старого советского фильма. Поэтому на Первом в МЖД бушует «Весна на Заречной улице» и воркует «Любовь и голуби», «Россия» предлагает убедиться, что «Москва слезам не верит», а «Культура» обещает встречу со «Старшей сестрой». «Служебный роман»? Да уж куда без него, и 9 марта наслаждайтесь, и 10-го. Просто поселитесь там внутри, в «Служебном романе». (Слава богу, злобная бездарь Зеленский проштрафился – украинские дела, – и нам не покажут гадость под названием «Служебный роман. Наше время», где он фигурировал в роли Мягкова!)

Это, конечно, всё чудесно, это рай, наш старый советский фильмовый рай, где царят работящие и честные героини, а играют их скромные советские дивы в своей натуральной красе, нетронутой дурными пластическими операциями. Правда, к раю в эфир подмешали и ноту тревоги производства наших времён. Так, по НТВ в МЖД целый день идёт сериал «Чума», Пятый канал в качестве праздничного пиршества даёт криминальную сагу «След» аж с 8:45 утра до 0:20 ночи, а в культурной столице (забыли? это Петербург) канал 78 демонстрирует скандинавскую эпопею «Убийство» – девять часов подряд. То есть можно в этот день попутешествовать, так сказать, из рая в ад, из уютного мира империи зла нырнуть освежиться в победоносный расцвет криминала. Да, какая-то правда жизни в этом есть. И образы идеальных женщин – правоохранительниц, мужественно сражающихся с преступностью, телевидению удаются неплохо (Настя Каменская, Маша Швецова, Галина Рогозина и многие другие). Однако в МЖД хотелось бы вспомнить, что у наших молодых женщин сегодня есть и другие возможности самореализации, кроме вдохновенной поимки злодеев. Что они учатся и работают, влюбляются, растят детей, что они многочисленны и разнообразны. Вот с этим проблема.

Современных молодых женщин я отыскала в МЖД лишь глубокой ночью, они обещаны в сериале «Влюблённые женщины» на Первом. Там задействованы четыре красотки в шёлковых платьях (Волкова, Климова, Екамасова, Куркова), щебечущие сплошной вздор и изображающие некую идеальную гламурную жизнь. «С кого они портреты пишут? Где разговоры эти слышат?» (Лермонтов). Да нигде не слышат, тупо переводят диалоги американских или бразильских сериалов, причём самых дешёвых, даже ничего не вставляя для правдоподобия. А бедные наши актрисы пытаются не подавиться этими жуткими текстами, детей-то кормить надо. Им, молодым-то актрисам, вообще трудно позавидовать.

Вот писаная красавица Юлия Снигирь (прямо из сказки, с соболиными бровями и звёздными очами, Царевна Лебедь просто!) чуть не весь февраль фигурировала перед зрителем как подарок телеканала к Дню 8 Марта в качестве «Кровавой барыни». Кому-то пришло в голову растянуть страшную жизнь русской помещицы Дарьи Салтыковой, истерзавшей десятки крепостных и ставшей ужасной легендой истории, аж на 16 серий?! Вымучили любовную историю, приплели, разумеется, императрицу Екатерину, объяснили злодейства Салтыковой её врождённой бесноватостью, однако всю дурь сценаристов спасать-то артистам! И милая Снигирь пытается сыграть невозможное и сделать отталкивающее – привлекательным или хотя бы правдоподобным. А зачем? Поневоле вспомнишь сатирика Салтыкова-Щедрина, который однажды пошёл в театр, ужаснулся и предложил актёрам играть плохие пьесы как можно сквернее, чтобы не вводить публику в заблуждение.

Итак, или «кровавая барыня» – или гламурные пташки. Чем-то они прочно связаны: ложью? Причём сплошной. И – не художественной. Тогда как в художественном произведении должна быть пропорция правды и вымысла. Идеальный слесарь Гоша из «Москва слезам не верит» являлся чистым обольщением, художественным вымыслом, но поскольку всё остальное строго держалось в границах вероятного, и Гоша сделался правдой. Тем более Алексей Баталов щедро одарил его своим очарованием, а уж оно никакой ложью не было!

Очарование есть и сейчас. Особенно у артистов старшего поколения. Когда они получают хоть маленькую возможность, тут же дают огня, как это сделали Неёлова и Фрейндлих в картине «Карп отмороженный». Но вообще-то эфир редко привлекает к работе потенциал опытных актёров. Бывают и случаи нецелевого использования народных артисток России и Советского Союза, как это произошло с Людмилой Чурсиной в сериале «Чисто московские убийства».

Людмилу Алексеевну я люблю и уважаю, видела её работы в Театре Армии. Примечательно, что Чурсина в 1960-х годах, худощавая, длинноногая, стройная, обладала теми модельными пропорциями, которые вошли в моду гораздо позже, – и сохранила их и поныне. Ей дали роль предприимчивой владелицы сети салонов, надели парик, обрядили в дорогие костюмы, и всё это прекрасно на ней сидит. Сидит, но – не идёт. Создатели сериала не поняли индивидуальности актрисы, не отнеслись к ней с необходимой бережностью и внимательностью. И вот Чурсина, стойкая советская женщина, храбро сражается с обстоятельствами нового времени и нового телевидения, в которые она попала. Но ей по крайней мере есть что вспомнить.

А что будут вспоминать завтра сегодняшние молодые актрисы? Создали они хотя бы один образ, который сохранился бы на долгие годы в памяти зрителей? Будут ли повторять через 10, 20, 30 лет фильмы с их участием?

Как говорится в бессмертных «Покровских воротах», «искусство по-прежнему в большом долгу».

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram