Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители. Отшумел Берлинский МКФ, и жюри под председательством Тома Тыквера распределило призовых «Медведей» между фильмами конкурса. Немцам не досталось ничего. Хотя их присутствие было вполне ощутимым. Зато за художественный вклад была награждена Елена Окопная, создавшая стилистику фильма «Довлатов» А. Германа-младшего. Её работу художника-постановщика и художника по костюмам я отметил в прошлой статье. Про то, что Уэс Андерсон не останется без «Медведя», я тоже написал. Но вот золото предвидеть не мог, да и не только я.
«ЗОЛОТОГО мишку» на этот раз получила международная картина румынской режиссёрши Адины Пинтилие «Не трожь меня», снятая в полухудожественной-полудокументальной манере на тему сексуальных отклонений, которые случаются у людских организмов. Нет, не подумайте, что речь идёт о правах геев и лесбиянок. Эти права являются настолько фундаментальными, что за них фестивали больше не сражаются с гетеросексуальным большинством (большинством ли?).
Нет, теперь на повестке трансгендеры, у которых тоже интересные отношения со своими телами. Им тоже надо помочь разобраться, что же они хотят от половой жизни. Фильм снимает табу с любых тем, если они касаются сексуальности. До педофилии, правда, дело не дошло. Но культ тела как такового независимо от его эстетики – это новая мораль, которая раскрепощает животное начало, в фильме подаётся как прогрессивное исследование. Маргинальность фильма оказалась его достоинством. Что же, впереди нас ждёт исследование нетрадиционной ориентации карликов. А если нетрадиционно ориентированный карлик (карлица) хочет секса с человеком нормального роста? Как тут быть? Ждём новых откровений Адины Пинтилие в «Не трожь меня – 2». Она вроде застолбила тему. С другой стороны, что делать, если бледнолицый карлик (карлица) захочет секса с афроамериканцем нормального телосложения? Тут Адина может растеряться. Эта тема по плечу, пожалуй, разве что Стивену Содербергу, который вне конкурса представил во Дворце фестивалей свою новую клюкву «Ненормальная».
Снятый айфоном фильм рассказывает историю героини, которая приходит на консультацию к психологу и, переодеваясь в халатик, неожиданно для себя оказывается заточённой в сумасшедшем доме. Она – жертва психолога-садиста, захотевшего с ней секса. Подсмотрев, что героиня во внутреннем дворике сумасшедшего дома курлычет с пациентом-афроамериканцем, и приревновав её, он зверски убивает «соперника». Когда же героиня всё-таки вырывается наружу, он подстерегает её с тесаком и преследует её по ночному лесу, а потом отводит к машине, в багажнике которой лежит тело матери девушки. Ведь мамаша, узнав, что дочь в беде, приехала её освобождать и стала угрозой для маньяка. В этом совершенно стерильном ужастике не сочувствуешь никому, а то, что героиня оказалась в неволе, вызывает антисочувствие, потому что так дело не делается. Я сочувствовать буду героям-личностям, которые как-то интересно проявят себя в неожиданных обстоятельствах. А ут обстоятельства даются сразу, а дальше идёт нагнетание бреда, и то, что у психолога мерзкая рожа, сочувствия героине не добавляет. А вот если бы героиней был карлик (карлица), тогда другое дело. Впрочем, у автора прогремевшего в своё время (1989) дебюта «Секс, ложь и видео» всё ещё впереди.
Интересный, но скучноватый фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» снял американец Гас Ван Сент, который на главную роль пригласил своего любимого артиста Хоакина Феникса, брата Ривера Феникса, умершего молодым, но успевшего сыграть вместе с Киану Ривзом в культовой картине Гаса «Мой личный штат Айдахо». На сей раз изрядно повзрослевший и потрёпанный герой Хоакина – обычный алкоголик, допившийся-таки до того, что вместе с пьяным знакомым, заснувшим за рулём, попадает в аварию и в результате не может передвигаться без инвалидной коляски. Полфильма мы видим флешбэки о его разгульной жизни, приведшей к катастрофе, полфильма – рассказы о своей непутёвой жизни членов общества анонимных алкоголиков, которые пытаются своими ужасами помочь друг другу избавиться от пьянства. Потом выясняется, что герой – прекрасный карикатурист, и его начинают печатать в газетах. История фильма основана на реальных фактах из жизни карикатуриста Джона Каллахана, то есть это практически байопик. Насколько оголтелым пьяницей был прототип Хоакина, не знаю, но анонимные алкоголики на вид такие скучные, что слушать их рассказы мне было неинтересно. Другое дело – Хоакин, и переход его с ролей героев-любовников на роли характерных героев произошёл как-то вполне органично, без травмы, как это бывает у некоторых бывших секс-символов.
Из внеконкурсных фильмов (особый показ) хотел бы отметить фильм «Счастливый принц», который сочинил и поставил Руперт Эверетт, более того, он ещё сыграл в нём главную роль. Это тоже байопик, и в центре его судьба денди Оскара Уайльда, угодившего в тюрьму за свою открытую нетрадиционную сексуальную ориентацию. Фильм застаёт легендарного героя после тюрьмы, когда он переселяется в Париж и возобновляет отношения с молодым красавчиком лордом Дугласом, которые приводят его к сердечным травмам. Прекрасный рассказчик, он пользуется успехом у уличных гаврошей, а флешбэки помогают нам заглянуть в его дотюремное прошлое. Только ясно, что звезда героя закатилась и он ведёт своё существование кое-как. От уныния спасает работа оператора и художника-постановщика, смотреть картинку – одно удовольствие. Так что в принципе режиссёрский дебют Руперта Эверетта можно признать состоявшимся.
А теперь, дорогие читатели, я прощаюсь с вами до следующего фестиваля, до свидания, пока-пока!