> Русская бабушка держит оборону - Аргументы Недели

//Культура 13+

Русская бабушка держит оборону

№  () от 31 января 2018 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Фото PHOTOXPRESS

В Театре имени Моссовета (сцена «Под крышей») состоялась премьера спектакля «Васса» по знаменитой пьесе Максима Горького в постановке актёра и режиссёра Сергея Виноградова. В заглавной роли – народная артистка России Валентина Илларионовна Талызина. Вы как хотите, а я работы мастеров «из прежнего времени» стараюсь не пропускать!

«ВАССА Железнова» никогда надолго не покидала русскую сцену. Вот и сейчас эту пьесу можно увидеть и в Малом театре (Васса – Людмила Титова), и в МХАТе имени Горького (Васса – Татьяна Доронина). Существует две авторские редакции пьесы, в первой, более жёсткой, у крутой правительницы дома – два сына и невестки, во второй – две беспутные дочери (в основе известной картины Панфилова с Инной Чуриковой – как раз вторая редакция). В Театре имени Моссовета идёт смешанный вариант. Оставлены сыновья, но добавлена из второй редакции невестка-революционерка Рашель, которая приезжает из-за границы, чтобы забрать своего сына, внука Вассы.

И я понимаю режиссёра – этот невидимый внук Коля, из-за которого идёт борьба, необходим для спектакля. Потому что Валентина Талызина прежде всего – бабушка. Неистовая в глубине души, сдержанно-свирепая бабушка, чьи надежды на сыновей давно похоронены, а идея жизненного реванша в образе внука – единственное, что осталось. «Внука я тебе не отдам», – повторяет она, как заклинание, как молитву, как лозунг жизни. У неё есть жизненная цель, тогда как все остальные домочадцы живут исключительно своими страстями.

Да, признаться, такого развесёлого, нарядного и переполненного азартными желаниями дома Вассы я никогда не видела. Брат Вассы Прохор Железнов (А. Бобровский) предстаёт запойным мужиком без тормозов в дизайне а-ля Распутин. В начале представления он[end_short_text] притаскивает с собой на сцену целый оркестр, и тот разудало наяривает музычку в продолжение всего действия. То и дело персонажи пускаются в пляс. Даже покойный муж Вассы танцует и поёт на правах призрака. Даже бледный урод, неудачный сын Вассы Павел (сильная работа Юрия Черкасова) исполняет судорожное танго, эдакий пластический бунт отверженного, никем не любимого маленького человечка. Но ни он и никто в спектакле себя «маленьким» не считает. Население дома Вассы преисполнено жажды жизни, и биться за свой кусок счастья каждый будет неистово, рьяно, «всеми лапами». Вот невестка Вассы Наталья (Л. Волкова), кислая, претенциозная дурища – но и она живёт без тени рефлексии, настаивает на себе, лихо вплетается в клубок диких страстей. Глядя на отчаянные танцы этих удержу не знающих людей, понимаешь, что они преспокойно разнесут дом, город, общественный строй, дай им волю…

Масштаб обобщения придают спектаклю и костюмы персонажей, придуманные известной художницей Викторией Севрюковой. В них нет моды конкретного времени, но обыграны мотивы старинной русской одежды (поддёвки, рубахи, сарафаны, кокошники, головные платки). Однако всё преувеличено, гротескно сдвинуто. К примеру, женщины в доме носят красивые вывязанные бусы, но ненормальных размеров – бусины величиной с апельсин. Тем не менее при всём гротеске костюмы выглядят привлекательно и к лицу артистам.

Так вот, в этом азартном балагане есть столп, кариатида, можно сказать, – это Васса Талызиной. Её отдельность живо чувствуется – актриса играет «наособицу». Глядя на неё, вспоминаешь многих «строгих госпожей» русской литературы (Кабаниху из «Грозы» Островского или бабушку в «Обрыве» Гончарова). Это «основная женщина», на чьи плечи свалился хаос жизни, и ей надо сдюжить и преобразовать его в порядок. Она – единственная, кто сдерживает себя, кто знает о дисциплине и долге (мотив участия Вассы в преступлениях максимально приглушён). «Старая актёрская школа» понимания и оправдания героя явлена убедительно, но сильно и личное обаяние актрисы, умеющей играть женщин «скрытых страстей». Она не повысит зря голос, не станет попусту кривляться, а только глянет – и партнёр трепещет. Грозная русская бабушка в исполнении Талызиной – явление вечное и, в сущности, непобедимое. Финал спектакля не даёт нам уверенности в гибели Вассы. Ну, с сердцем плохо стало, так мудрено ли от такой жизненной нагрузки? Может, выберется…

Но в чём причина бед семьи Железновых? Надо сказать, ответ в спектакле есть – а вот в этом диком азарте жизни, который приводит к пьянству и разврату, а от пьяных и развратных отцов какие ж могут родиться дети? Мотив автора, постоянно твердившего о преступности наживы вообще, оставлен без внимания. Нажива – всего лишь средство безудержного, агрессивного самоутверждения. Тут корень зла, но зло, как всегда у нас, сопряжено и с добром – артистизмом, щедростью, весельем, широтой натуры…

Спектакль Сергея Виноградова не идеален. Если с артистизмом и пластической выразительностью всё в порядке, то моменты драматические, требующие психологизма, общения, развития характеров и ситуации, часто играются в чрезмерном рисунке, без учёта небольшой сцены, где все реакции как под микроскопом. Не вполне сложился ансамбль. Виноградов-то сам из актёров и всем, что называется, «даёт поиграть», но иной раз надо и приглушить разбушевавшегося артиста, они, знаете, если без узды, то как домочадцы Вассы – всё разнесут по клочкам в надежде на аплодисменты. Однако спектакль, безусловно, привлекателен для зрителя, обладает смыслом, имеет стиль и предъявляет несколько явно удачных актёрских работ. Валентине Талызиной же зритель исправно тащит букеты – и правильно делает.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.