> Русская бабушка держит оборону - Аргументы Недели

//Культура 13+

Русская бабушка держит оборону

№  () от 31 января 2018 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Фото PHOTOXPRESS

В Театре имени Моссовета (сцена «Под крышей») состоялась премьера спектакля «Васса» по знаменитой пьесе Максима Горького в постановке актёра и режиссёра Сергея Виноградова. В заглавной роли – народная артистка России Валентина Илларионовна Талызина. Вы как хотите, а я работы мастеров «из прежнего времени» стараюсь не пропускать!

«ВАССА Железнова» никогда надолго не покидала русскую сцену. Вот и сейчас эту пьесу можно увидеть и в Малом театре (Васса – Людмила Титова), и в МХАТе имени Горького (Васса – Татьяна Доронина). Существует две авторские редакции пьесы, в первой, более жёсткой, у крутой правительницы дома – два сына и невестки, во второй – две беспутные дочери (в основе известной картины Панфилова с Инной Чуриковой – как раз вторая редакция). В Театре имени Моссовета идёт смешанный вариант. Оставлены сыновья, но добавлена из второй редакции невестка-революционерка Рашель, которая приезжает из-за границы, чтобы забрать своего сына, внука Вассы.

И я понимаю режиссёра – этот невидимый внук Коля, из-за которого идёт борьба, необходим для спектакля. Потому что Валентина Талызина прежде всего – бабушка. Неистовая в глубине души, сдержанно-свирепая бабушка, чьи надежды на сыновей давно похоронены, а идея жизненного реванша в образе внука – единственное, что осталось. «Внука я тебе не отдам», – повторяет она, как заклинание, как молитву, как лозунг жизни. У неё есть жизненная цель, тогда как все остальные домочадцы живут исключительно своими страстями.

Да, признаться, такого развесёлого, нарядного и переполненного азартными желаниями дома Вассы я никогда не видела. Брат Вассы Прохор Железнов (А. Бобровский) предстаёт запойным мужиком без тормозов в дизайне а-ля Распутин. В начале представления он[end_short_text] притаскивает с собой на сцену целый оркестр, и тот разудало наяривает музычку в продолжение всего действия. То и дело персонажи пускаются в пляс. Даже покойный муж Вассы танцует и поёт на правах призрака. Даже бледный урод, неудачный сын Вассы Павел (сильная работа Юрия Черкасова) исполняет судорожное танго, эдакий пластический бунт отверженного, никем не любимого маленького человечка. Но ни он и никто в спектакле себя «маленьким» не считает. Население дома Вассы преисполнено жажды жизни, и биться за свой кусок счастья каждый будет неистово, рьяно, «всеми лапами». Вот невестка Вассы Наталья (Л. Волкова), кислая, претенциозная дурища – но и она живёт без тени рефлексии, настаивает на себе, лихо вплетается в клубок диких страстей. Глядя на отчаянные танцы этих удержу не знающих людей, понимаешь, что они преспокойно разнесут дом, город, общественный строй, дай им волю…

Масштаб обобщения придают спектаклю и костюмы персонажей, придуманные известной художницей Викторией Севрюковой. В них нет моды конкретного времени, но обыграны мотивы старинной русской одежды (поддёвки, рубахи, сарафаны, кокошники, головные платки). Однако всё преувеличено, гротескно сдвинуто. К примеру, женщины в доме носят красивые вывязанные бусы, но ненормальных размеров – бусины величиной с апельсин. Тем не менее при всём гротеске костюмы выглядят привлекательно и к лицу артистам.

Так вот, в этом азартном балагане есть столп, кариатида, можно сказать, – это Васса Талызиной. Её отдельность живо чувствуется – актриса играет «наособицу». Глядя на неё, вспоминаешь многих «строгих госпожей» русской литературы (Кабаниху из «Грозы» Островского или бабушку в «Обрыве» Гончарова). Это «основная женщина», на чьи плечи свалился хаос жизни, и ей надо сдюжить и преобразовать его в порядок. Она – единственная, кто сдерживает себя, кто знает о дисциплине и долге (мотив участия Вассы в преступлениях максимально приглушён). «Старая актёрская школа» понимания и оправдания героя явлена убедительно, но сильно и личное обаяние актрисы, умеющей играть женщин «скрытых страстей». Она не повысит зря голос, не станет попусту кривляться, а только глянет – и партнёр трепещет. Грозная русская бабушка в исполнении Талызиной – явление вечное и, в сущности, непобедимое. Финал спектакля не даёт нам уверенности в гибели Вассы. Ну, с сердцем плохо стало, так мудрено ли от такой жизненной нагрузки? Может, выберется…

Но в чём причина бед семьи Железновых? Надо сказать, ответ в спектакле есть – а вот в этом диком азарте жизни, который приводит к пьянству и разврату, а от пьяных и развратных отцов какие ж могут родиться дети? Мотив автора, постоянно твердившего о преступности наживы вообще, оставлен без внимания. Нажива – всего лишь средство безудержного, агрессивного самоутверждения. Тут корень зла, но зло, как всегда у нас, сопряжено и с добром – артистизмом, щедростью, весельем, широтой натуры…

Спектакль Сергея Виноградова не идеален. Если с артистизмом и пластической выразительностью всё в порядке, то моменты драматические, требующие психологизма, общения, развития характеров и ситуации, часто играются в чрезмерном рисунке, без учёта небольшой сцены, где все реакции как под микроскопом. Не вполне сложился ансамбль. Виноградов-то сам из актёров и всем, что называется, «даёт поиграть», но иной раз надо и приглушить разбушевавшегося артиста, они, знаете, если без узды, то как домочадцы Вассы – всё разнесут по клочкам в надежде на аплодисменты. Однако спектакль, безусловно, привлекателен для зрителя, обладает смыслом, имеет стиль и предъявляет несколько явно удачных актёрских работ. Валентине Талызиной же зритель исправно тащит букеты – и правильно делает.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте