Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 3(596) от 25.01.18 13+

Про живучих советских людей и рыбку нашу неистребимую

, 20:10 , Писатель, критик, драматург

На экраны вышла картина В. Котта «Карп отмороженный» с Мариной Неёловой, Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым в главных ролях. На рекламном плакате очень весёленькие Неёлова (с пресловутым карпом) и Миронов мчат на мотоцикле. Но зрители, которые опрометчиво решат, что это комедия, будут обескуражены. Это комедия разве что в философском смысле, как у Бальзака, называвшего свои романы – «Человеческая комедия»…

ЕЗЫМЯННЫЙ карп рьяно участвует в действии фильма наравне с именитыми артистами. Его выловил в поселковой речушке пьяница, бывший ученик главной героини, учительницы Елены Михайловны (М. Неёлова). Её тут, в посёлке, все знают и уважают – кругом бывшие ученики, кто-то работает в морге, кто-то – в поликлинике, кто-то – за прилавком, а кто и в канаве валяется. Действие происходит «где-то в России», но, судя по природе, дальше ближних окрестностей Петербурга группа не выезжала. Но ближние окрестности города, если грамотно снимать, чтоб новодел в глаза не попадал (а оператор у нас – опытнейший мастер Михаил Агранович), ничем от «где-то в России» не отличаются. Бюджет картины скромен. Пишут, что продюсер «Карпа» Никита Владимиров даже заложил свою квартиру, ожидая господдержки. (Поскольку Никита Владимиров, я полагаю, внук Алисы Фрейндлих, надеюсь, он заложил свою квартиру, а не бабушкину!)

Итак, карп. Он совершенно сказочный – огромный, прекрасный, с крутым характером. И пьяница его бил – не добил, и учительница засунула в морозилку – он не замёрз, и плавает он потом в корыте с довольным видом, а сердобольная Елена Михайловна подкармливает упрямую рыбу то гречневой кашей, то червячками. Героиня одинока – у неё есть единственная подруга-соседка, сварливая Люда с бешеным нравом, скрипучим голосом и яростными глазами (Алиса Фрейндлих). А сын Олег (Е. Миронов) давно живёт «где-то в большом городе» и занимается «чем-то», позволяющим ему месить поселковую грязь белоснежным «ауди» с блатным номером «333» – да только мать он не навещал уже несколько лет. Тут у сценаристов (А. Таратухин, Д. Ланчихин, О. Карас по повести Андрея Таратухина) – некоторая слабина. Героя Миронова позиционируют как невероятно преуспевающего человека. И показано, как он ведёт семинары по достижению успеха. Но такие идиотские семинары ведут либо мошенники, либо придурки, и заработать реальные большие деньги на них невозможно. Впрочем, не будем придираться, на общем фоне нашего кино сценарий привлекателен живыми характерами, причём разработаны и роли второго-третьего планов. Их исполняют замечательные артисты (С. Пускепалис – патологоанатом, К. Шелестун – ветеринар, А. Безруков – врач, Н. Суркова – работница ЗАГСа, Т. Тузова – продавщица и многие другие). Именно это придаёт фильму достоверность, потому что основная коллизия – предельно искусственная, вымышленная и невероятная. Елена Михайловна тяжело больна и может умереть в любой момент. Решив, что у сына не будет времени её похоронить по-человечески, учительница сама организует свою кончину с бюрократической точки зрения. Раздобывает свидетельство о смерти, выбирает гроб, подготавливает могилу, закупает продукты на поминки. Дело за малым – умереть, не подводить людей. Но карп отмороженный бодро плавает в корыте, а наша учительница (она, что забавно, чешет карпу спинку, как собаке) просто так помереть не может. Она, бывшая советская девушка, тоже исключительно живучая!

Приходится учительнице просить о помощи свою ругательницу-соседку: задуши, дескать, меня подушкой, а я напишу записку, что ты не виновата... Разумеется, подруга вместо этого отправляет срочное сообщение сыну: мать при смерти. Белоснежное «ауди» мчит преуспевающего хмыря опять в родные места, откуда он когда-то вырвался. А надо было? Нет ли истины в тишине осеннего леса, в смиренных деревянных домишках, в простодушных бескорыстных людях, в наивных глазах матери, в тёмной таинственной воде реки, где плещутся такие вот неубиенные карпики?..

Что будет дальше – смотрите сами; если уж вам не нужны Неёлова с Фрейндлих, я не знаю, что вам и нужно. Развязка фильма меня скорее огорчила, что-то тут «недовертели» сценаристы, но я давно не требую от искусства никакого совершенства. Было бы хоть что-то человеческое в основе, и то ладно. Надо заметить, Неёлова и Фрейндлих никаких особых чудес не творят. Просто на них интересно и приятно смотреть. Фрейндлих работает «на сопротивление», потому что забавно изображает малограмотную бабку. Даже, скорее, бабку-ягу. Неправильные ударения и грубую речь воспринимаешь от Фрейндлих, конечно, как придуривание. Хитрый умный глаз никуда не спрячешь. А Неёлова – та душевная, блаженная, святая простота (этого бы Фрейндлих не смогла изобразить никак). Когда учительница стала наряжаться и пудриться на собственные «поминки» под песенку «У моря, у синего моря» – всё понимая: что коллизия условна, что это всего лишь актёры играют и камера снимает, заплакала я, как тётя Маша какая-нибудь. Потому что старость не радость, потому что все мы умрём, потому что жалко молодости, жизни, любви ушедшей жалко, и ничего не поделаешь, и ах Боже мой… Нажали тут авторы картины на слёзные кнопочки, ничего не скажешь. А что такого? Их право.

Между тем карп продолжает чудить – проглотил ключи от машины нашего якобы успешного героя. Приключения продолжаются, и бывшие советские люди оказываются не менее стойкими, чем чудо-рыбка. Вот их потомство, представленное персонажем Миронова, это, конечно, вымороченное явление. Так, петрушки какие-то. Никакого сравнения с прежними богатырями!

Рассуждать о потенциале наших народных артистов излишне, однако замечу: судя по маленьким ролям «Карпа отмороженного», и артисты среднего возраста могли бы вырасти в мастеров высшего класса, были бы возможности. Надеюсь, Владимиру Котту понравится слава «актёрского режиссёра» и он такие возможности им предоставит и в следующий раз.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram