Авторские фильмы будоражат общество
№ () от 20 декабря 2017 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]
Привет, привет, дорогие читатели и зрители. Довелось мне тут побывать членом жюри основного конкурса 2-го Сочинского международного кинофестиваля и кинопремии «Ирида». Здесь под председательством обладателя «Золотой пальмовой ветви» и многочисленных номинаций на «Оскара» Ролана Жоффе мы отсмотрели изрядное количество картин, среди которых на вершину призовой пирамиды – «Лучший фильм», «Лучший продюсер», «Лучший режиссёр» – взобрались с нашей помощью сплошь фильмы социально активные, раздражающие общественное мнение, обычно покоящееся в «галустяновской» нирване.
ТАК, победитель в номинации «Лучший режиссёр» Слава Росс, известный по картине «Сибирь. Монамур», представил на конкурс фильм «Сын», в котором рассказал увлекательную историю борьбы героини Марии Мироновой с ледоколом финской ювенальной юстиции, похитившей у неё сына. Кстати, сына Арсений Ромашин (Ваня) играет очень убедительно, переживая разные состояния, и приз за лучший дебют будет ему, надеюсь, путёвкой в профессию. А случилось с ним то, что по доносу соседки, сообщившей «куда надо», что Ваня хныкал, в зажиточный дом Марии Мироновой и её финского мужа-политика (Андрис Кейшс, запомнился по фильму А. Звягинцева «Нелюбовь») вторгаются в сопровождении полиции фурии из департамента детского попечения и изымают Ванечку из объятий ошарашенных родителей. Выясняется по ходу, что детские приюты получают шикарное финансирование, и если их не пополнять будущими гражданскими сиротами, то денежка может «капут». А там уже очередь из лжеродителей на приёмных детей, которым полагается пособие вплоть до совершеннолетия. Слёзы Марии Мироновой при свидании с сыном в приюте местные блюстительницы лабораторного детства воспринимают как «психическую неуравновешенность» матери, дающей дополнительный козырь в суде. То есть шансов нет, ребёнок подлежит изъятию, и он будет потерян навсегда, потому что данные о приёмных родителях засекречены по закону об информационной защите этих родителей.
Муж оказывается гадюкой и затевает бракоразводный процесс, чтобы сохранить себе сына. Но Мария Миронова тоже не лыком шита. Она находит агента, который за очень хорошую сумму помогает вывезти мальчика из страны. И тут начинается детектив. После католической службы, поход на которую для детей-лжесирот организовали люди агента, надзирательница из приюта не досчитается Ванечки. Горячие финские полицейские преследуют машину Марии Мироновой, уверенные, что она везёт мальчика в Россию. Только мальчика в Россию доставят другим путём. И в съёмной квартире, куда добрые люди поселят маму с сыном, он найдёт телефон папы – ведь он любит обоих родителей! – и позвонит ему. Дальнейшие события будут развиваться в темпе allegro.
А приз в номинации «Лучший продюсер» получил английский фильм режиссёра Джейсона Уингарда «В другой жизни», покоривший жюри гармонией взаимодействия всех участников кинопроцесса. История беженца из Сирии и его жены, разыгранная актёрами, от страшного Алеппо, ужас которого нам известен по ТВ, до французского жуткого нелегального лагеря под Кале, откуда беженцы из разных стран Северной Африки пытаются через тоннель, соединяющий Европу и Англию, прорваться к лучшей жизни, настолько органично помещена в документальную среду, что документальными выглядят и игровые сцены. Но что делать, когда стоптаны последние дырявые кроссовки? А режиссёр через флешбэки показывает цену, которую герой заплатил за то, чтобы достичь лагеря в Кале. Это и переправа в Италию на лодке, где половина потонула; и унижения в Венгрии, где местные националисты заставили мигрантов раздеться догола и показать свои пенисы; и автостоп по Франции, которую герой воспринимает как божественную Марианну. И вот финал – палатка в Кале, грязные носки, чипсы от волонтёров. Правда, жену удалось засунуть в багажник машины с английскими номерами, она доберётся до прекрасной Англии. Но последняя надежда исчезает, когда польский «перевозчик» кидает героев. Герой доходит до дна, что делать теперь? Конечно, переступить черту. Обворовать хату местных «перевозчиков». И бабок теперь достаточно для «телепортации» в Альбион. И здесь режиссёр «включает детектив». Герой забывает мобилу в квартире обворованных «перевозчиков», и начинается погоня…
Для меня главное в этом фильме то, что я впервые увидел жизнь «страшных мигрантов» не со стороны хайвея, ведущего в тоннель, по которому мчатся тысячи и тысячи автомобилей, а изнутри, и тут получился неприятный осадок. И хотя в данном конкретном случае будет хеппи-энд, но весь фильм кричит о несправедливости, о поругании европейских ценностей, согласно которым беженец имеет право на защиту и укрытие.
Вот и приз за лучший фильм достался «Администратору» (Тайвань) режиссёрши Дженни Лу, затронувшей скользкую тему этнической проституции. Его героиня – чистая девушка Тина – живёт в Лондоне, закончила университет, но работу найти не может. И вот она попадает в массажный салон, где женщины разных национальностей под руководством увесистой «Мамы» занимаются древней профессией. Наша Тина, впрочем, устраивается администратором, её задача – сводить девушек и клиентов так, чтобы они не пересекались. Её глазами мы видим мир этих милых, но падших созданий. Заодно заглядываем в комнатки, где получают разнообразные удовольствия самые разные клиенты – от альфа-самца до мазохиста. Но вся эта грязь не очерняет светлую душу девушки, которая продолжает ходить на собеседования. Однако её безработный бойфренд с выражением лузера на лице однажды проследит, куда ходит на работу его подружка, и выставит её из съёмной квартиры. Тина окажется на улице. Она идёт к «Маме», которая даёт ей кров, а обитательницы салона с этого момента становятся и её семьёй. Всю жизнь этой семьи она будет принимать близко к сердцу. А чтобы мы долго не гадали, в чём мораль фильма, нам говорится с экрана, что лишённые земли черви долго не живут. Вот и наша героиня после разгрома борделя едет в Хитроу и покупает билет в один конец. И там, на родной земле среди грядок и пальм, впервые появляется умиротворяющий зелёный цвет.
Получается, что именно независимое авторское кино как-то пытается будоражить общество, касаться тем, которых не принято касаться, – и цель фестивалей, думаю, – всемерно поддерживать такие фильмы.