Слава
№ () от 13 декабря 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Павел Кушкин ]
14 декабря известному поэту Ростиславу Филиппову исполнилось бы 80 лет. Он единственный из иркутян, кто возглавлял два региональных творческих союза — писателей и журналистов. Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим говорил про него: «Для восприятия стихов Ростислава нужно знать его как человека. А то, что он был неповторимой личностью, светоносной по сути, — это факт. И в то же время наделенный таким талантом, о котором говорят: от Бога».
Сибирского масштаба
После кончины Филиппова в Иркутске вышла книга воспоминаний о нем «Душа улыбается». Написали известные писатели, художники, актеры, ученые, политики, друзья-товарищи. У каждого свое восприятие, но в одном едины: Ростислав — не только поэт громадного размаха, а светлая личность, мужик сибирский, верный сын своего Отечества:
В моей судьбе жив Ростислав Филиппов —
Сибирского масштаба человек.
С пластической медвежестью югорской
В моих глазах он снова молодой.
Под строчками писателя Владимира Кострова подписался бы любой, кто знал Ростислава. Как точно подметил журналист Сергей Шаболдин, «Славка Филиппов — поэт. Во всем. В жизни, в поступках, в сомнениях. И даже в дружбе».
Прозаик Глеб Пакулов вспоминал: «Он был моим другом. Я хотел длить и длить это чувство… Но вот теперь пишу. При всей открытости и кажущейся легкости натуры Филиппов, не навязывая своего лидерства, незаметно становился душой компании, и в разговорах вроде бы о незначительном, о суетном, а иногда и о вечном особенная стать Ростислава тоже проявлялась».
Многолетний друг Филиппова по литературному цеху Альберт Гурулев дополнил портрет: «В годы, когда Слава возглавлял Иркутскую писательскую организацию, литературная братия довольно густо роилась около кабинета ответственного секретаря, двери которого всегда были распахнуты настежь. А когда волею судьбы Слава оставил этот пост и перешел в здание Союза журналистов, своеобразный литературный рой улетел вслед за ним».
Вот с этого момента и началась наша совместная с Ростиславом пятилетняя эпопея в Союзе журналистов, когда на конференции его избрали председателем правления, а меня ответственным секретарем.
На огонек в дом журналиста
Наследство, прямо скажем, досталось незавидное. Дом журналистов по ул. Сухэ-Батора, некогда просторное двухэтажное здание купеческой давности, пришло в убогое, полуразвалившееся состояние: с потолков свисали глыбы штукатурки, того и гляди — на голову рухнут, изношенная сантехника, проржавевшие трубы дали течь. За долги электричество, воду и телефон отключили. Уму непостижимо, как можно было здесь обитать, не говоря уже о творчестве. Было обидно и досадно за самую многочисленную и боевую творческую организацию. Почему в стороне власть, влиятельные редакторы преуспевающих областных газет и сотни журналистов в районах и городах? Задал вопрос Филиппову и тут же понял, что ткнул пальцем в небо.
«Правильно понял, — сказал Ростислав, — нас с тобой для того и избрали. И теперь мы с тобой ответственны за все. Понятно, что здание требует капитального ремонта. Но на какие шиши? Давай думать…»
Придумывать ничего не стали, сработала старая схема отношений: не имей сто рублей, а имей сто друзей. С их помощью подключили электричество и телефонную связь. Главный сантехник области Юрий Ковалев выделил бригаду специалистов для замены и прокладки водопроводных труб. Губернатор Борис Говорин решил вопрос финансирования капитального ремонта. Больше года мы с Филипповым и общим другом Георгием Вершининым вкалывали в поте лица во всех лицах — организаторов трудового процесса, прорабов и разнорабочих. С особым воодушевлением восстанавливали бар. Ростислав любил повторять: «Дом журналистов без бара, что свадьба без музыки. Это наш красный уголок для общений с интересными людьми».
На открытие бара организовали вечер поэзии с Изиславом Лившицем. Известный врачеватель давно и безнадежно болеет стихами. Автор поэтических сборников посчитал за честь быть первым гостем возрожденного Дома журналистов. Душевный вечер получился. В подаренной союзу книге Изислав написал: «С признательностью за поддержку и понимание. Особенно, когда это крайне необходимо».
В полуразрушенный Дом журналистов постепенно возвращалась интересная творческая жизнь. Несомненно, привлекающей была колоритная личность самого Ростислава, создававшего неповторимую атмосферу творческой ауры и в то же время непринужденности. Он умел втянуть в интересный диалог любого. А круг гостей был далеко не простым: депутат Госдумы Юрий Тен, генерал-лейтенант Борис Гроник, адвокат Марк Крутер, заместитель губернатора Сергей Брилка, военком, прокурор, начальники различных ведомств, глава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев. Осчастливил нас своим визитом губернатор Борис Говорин. Встречались мы с мэрами разных селений, если требовалась ситуация, сами выезжали на место, и никогда не возникало отказов. Пресс-конференции на разные темы проводились еженедельно, вызывая, как правило, неподдельный интерес у коллег. Наш союз стал стремительно пополняться молодыми талантливыми ребятами. Билеты членов Союза журналистов России мы вручали на заседаниях исполкома, на фестивалях, слетах. Однажды Филиппова осенило: «Будем вручать на местах — в редакциях. Представляешь, какая гордость у ребят перед коллегами».
Союз журналистов вникал во множество добрых дел. С Главным управлением сельского хозяйства организовали совместный конкурс среди СМИ «Нам не выжить без села».
— Итоги конкурса, по предложению союза, решили подводить в Доме культуры поселка Пивовариха, — вспоминает наш коллега Александр Тепляшин, трудившийся тогда в управлении сельского хозяйства, — зал был полон и аплодировал Ростиславу Владимировичу стоя. Я был поражен тому, насколько Филиппов популярен у селян. Чуть позднее Тепляшин напишет шутливую эпиграмму:
Живите в здравье много лет
И оставайтесь небезликим,
Вы, Ростислав, большой поэт,
Но время есть, чтоб стать великим.
Байкальский фестиваль
Особая тема — Фестиваль Байкальской прессы. Он рождался трудно. На безденежье, но на огромном энтузиазме. На местах идею приняли на ура. Фестивалем загорелись все журналисты, кроме, пожалуй, элитной редакторской верхушки из областных изданий. Они жили своей жизнью, на них мы и не надеялись. Филиппов пошел к губернатору Борису Говорину и тот поддержал.
Первый фестиваль в кинотеатре «Художественный» запомнился искренней радостью участников, сознанием, что у нас есть свой праздник прессы. Фестиваль объединил коллег, съехавшихся со всех уголков нашего необъятного Приангарья, отметил по заслугам лучших журналистов, невзирая на их принадлежность к тому или иному изданию, ТВ или радио. Такого в истории иркутской журналистики еще не бывало.
Каждый последующий фестиваль чем-то отличался, но один из них в отеле «Солнце» отложился прежде всего вручением «Золотого пера». Его впервые учредили для журналистов с самой яркой биографией. Из достойных выбрали двоих. Борис Нилыч Новгородов на протяжении нескольких десятилетий олицетворял иркутскую журналистику, где бы ни работал — в «Восточке», на областном радио или кинохронике.
Вторым лауреатом стал Вадим Инешин — редактор городской газеты «Черемховский рабочий», человек с легендарной биографией, полвека в самой гуще событий.
Вот только вручение оказалось самым сложным делом. Оба лауреата уже в возрасте и не совсем здоровы. Ветераны скромно жили и наград не ждали. Инешин так разволновался, что у него, бедного, по дороге в Иркутск случился сердечный приступ, и он угодил в больницу. На церемонии присутствовал лишь Борис Нилыч, перенесший недавно инсульт. Держался он молодцом, с достоинством принял «Золотое перо» из рук губернатора и тут же покинул торжество. На следующий день, когда мы с Ростиславом навестили его, Борис Нилыч извинялся: «Подвел я вас, наверное, — сказал он тихо, — не по Сеньке шапка, молодым и здоровым нужно вручать». «Вручим, кто заслужит, — успокоил Нилыча Ростислав, — но ты заслужил больше».
В нашу бытность мы успели с Филипповым провести несколько журналистских слетов в разных точках Приангарья. На Малом море, помню, заместитель губернатора Татьяна Рютина, энергичная и деловая, познакомила нас с молодым интересным членом Совета Федерации. Кто бы мог подумать, что мы запросто сидим и обсуждаем насущные проблемы с будущим губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. Пути журналистские поистине неисповедимы… А как мы затащили, в буквальном смысле, на фестиваль главу Союза журналистов России Всеволода Богданова? Года два или три он обещал приехать и все не находил времени. Филиппов его допек: «Вы что, дальше Садового кольца нигде не бываете?».
К Ростиславу Богданов относился с большим почтением и уважением и приехал все-таки, оставшись чрезвычайно довольным визитом.
…После моего отъезда из Иркутска и кончины Филиппова в иркутский Союз журналистов в 2005 году пришли деятели, которым интересы нашего собрата до лампочки, при них общность интересов утратила свое предназначение. Теперь там не союз, а так — одно название, люди туда не ходят. Но фестивали прессы они проводят, и с большой помпой, выдавая действие за свое детище. Бог им судья.
А свои заметки я хочу закончить словами владыки Вадима, в них — весь наш незабвенный друг Ростислав Владимирович Филиппов: «Напрасно говорят, что нет незаменимых, это заблуждение. Есть незаменимые.… И многие мои знакомые, когда не стало Ростислава, сказали: да, Иркутск потерял большого поэта. Но это был еще и гражданин в высоком понимании. Потеря Славы — она не изглаживается. В ряду поэтов Приангарья Ростислав был в числе первых, именно среди лучших».