На сцене Театра имени Ермоловой идут премьерные спектакли по классической уже пьесе А. Вампилова «Утиная охота». Режиссёр – Евгений Марчелли, среди исполнителей популярные артисты: Кристина Асмус, Дарья Мельникова, Сергей Кемпо. А в главной роли «бунтаря без причин», пьяницы и дебошира, истребителя женских душ Зилова – Иван Янковский. Спектакль весьма привлекателен для публики.
«УТИНАЯ охота» Марчелли иногда оборачивается концертом: лихой ударник выдаёт крутые соло, девицы в нарядных платьях поют песни и романсы. Время от времени возникает видеопроекция, укрупняющая лица героев (системы не поняла – почему в тех, а не в иных сценах). Но это всё так, трень-брень, театральные штампы, модные в позапрошлом сезоне. Сила постановки в том, что режиссёр действительно всерьёз и оригинально интерпретировал пьесу и сумел наладить актёрский ансамбль.
Он не стал стилизовать никакого советского ретро (пьеса Вампилова написана полвека назад). Подумаешь, нет смартфонов и ноутбуков, на кой чёрт они в театре. В театре люди нужны, их отношения! Так что всё происходит сейчас, сегодня, с молодыми людьми. Они были школьниками совсем недавно, но вот приходится взрослеть, отвечать за жизнь, вести семью, ходить на работу. В общем, скука смертная. Герой – Зилов психологически остался озорником-старшеклассником, жаждущим сбежать с уроков. Его цель – удовольствия и лидерство в своей маленькой компании… Иван Янковский так ладно скроен, так легко и обаятельно движется по сцене, так вдохновенно врёт, что ясно – он был любимчиком и в классе, и среди учителей. Особенно учительниц. Режиссёр наконец-то вскрыл смысл понятия «утиной охоты»: утки – это женщины, в них «стреляет» герой. И бьёт без промаха. И милая жена Галина (К. Асмус), и отвязная девочка Ира (Д. Мельникова), и оторва-любовница Вера (А. Воркуева) – все им, в сущности, убиты. Но этого герою явно мало, он ненасытен, он никогда не успокоится. Жадный, хитрый и хищный зверь в его душе не может сказать «хватит». Никакой романтизации подлеца! Его антагонист, Официант (С. Кемпо), который работает в кафе «Ромашка» (основное место действия), выходит человеком куда более высокого калибра, чем Зилов. А ведь именно Официанта всегда играли каким-то чудовищем холуйства и пошлости. Да с какой стати? Человек честно трудится, терпит выходки вечно пьяных уродов. Зло – в Зилове, и только в нём.
Иван Янковский молод, хорош собой, обладает настоящим темпераментом и сейчас нарасхват. Недавно сыграл главную роль в картине Лунгина «Дама Пик», выступает на сцене одного из лучших театров Москвы – в Студии театрального искусства Сергея Женовача. Публика начинает понемногу «прощать» ему знатное происхождение (он внук Олега Янковского и сын Филиппа Янковского). Уже ясно, что он артист по праву, а не по блату. «Молодого негодяя» в «Утиной охоте» он играет сильно, убедительно, страстно. Кроме того, его Зилов – явный и очевидный мужчина с недюжинной мужской силой, что чувствуется, конечно, не в том, что он иногда бегает с обнажённым торсом. Это чувствуется иначе, по глазам, по излучению, но уж поверьте – непременно (женщины подтвердят).
Однако герой получился каким-то…беспросветным. Да, классно подан бесстыжий современный (и он же – вечный) пофигист. Законченный негодяй. Ещё говорить не начал, а понятно, что – врёт. Но ему хватило бы крупного эпизода, чтоб мы всё о нём поняли. А герой на сцене почти три часа. И – никакого ему сочувствия. Лишь однажды что-то мелькнёт, когда Зилов говорит монолог вслед уходящей жене – что он сам не понимает, что с ним, почему он так равнодушен. Но слабо, мимоходом.
Может быть, всё не так просто с этим Зиловым? Смотрели же мы в страшные глаза Олега Даля (он сыграл Зилова в картине «Отпуск в сентябре») и понимали, что, говоря словами поэта, «там человек сгорел». Если был человек и мучился, становится интересно.
Если человека изначально и не было, то происходящее – просто любопытно.