Фильм Кеннета Брана «Убийство в Восточном экспрессе» вызвал у публики споры. Зачем британский (ирландский) интеллектуал взялся соревноваться с абсолютным решением актёра Дэвида Суше – великолепного Пуаро из сериала BBC? И сыграл своего Пуаро в новой, притом собственной экранизации романа Агаты Кристи? «Это не Пуаро» – пробурчали зрители. Правильно. Это не Пуаро. Это – притча о цивилизации.
КОНЕЧНО, на белом свете есть всё, в том числе люди, не читавшие Кристи и не смотревшие предыдущие экранизации «Убийства в Восточном экспрессе». Для них будет достаточно следить за сюжетом и изумлённо ахать: оказывается, все двенадцать пассажиров экспресса казнили подлого убийцу маленькой Дейзи Армстронг! И русская княгиня, и венгерский граф, и американский сыщик, и французский проводник, и т.д. – все они были связаны с несчастной семьёй Армстронгов и отомстили злодею исключительно сложным способом.
Величие Агаты Кристи ничуть не умаляет тот факт, что в её сочинениях тьма легкомысленных нелепостей. Возьмём хотя бы историю с платком, снабжённым монограммой «Н», который нашли в купе убитого гангстера. Чтобы скрыть это «Н» в имени «Helena», венгерский дипломат ставит жирное пятно на имени своей жены… в дипломатическом паспорте. И всё ни к чему: «Н»-то русское, монограмма принадлежит княгине Наталье Драгомировой. Они что, не знали? И такой чепухи немало. Однако рассказ превосходен. «Восточный экспресс» Кристи, как и «Титаник», – символ цивилизации. И не случайно он останавливается, занесённый снегом, на чёртовых Балканах, на том месте, где когда-то была Югославия. Цивилизация наедине с собой и своей совестью. Закон или справедливость? Пуаро в сложном положении…
Кеннет Брана – экранизатор Шекспира и Чехова, Кеннет Брана сыграл недавно борца за справедливость Курта Валландера (сериал «Валландер»). Конечно, он взялся за «Восточный экспресс» неспроста. И неспроста он выглядит не как маленький смешной бельгиец, а как Дон Кихот Ламанчский. Пиками торчат огромные усы, пронзительно смотрят знаменитые голубые глаза. То, что он не выносит нарушения симметрии, – не прихоть, а явное психическое расстройство. Его философия: «Есть зло и есть добро – между ними ничего нет». События в «Экспрессе» заставляют великого детектива усомниться в этом тезисе.
У Кристи в поезде едут представители разных европейских национальностей. Брана сводит вместе представителей разных рас. Гангстера-американца делает предельно знаковым – его играет Джонни Депп. (Жаль, что русскую княгиню изображает Джуди Денч, а не Светлана Немоляева!) Это само человечество, собравшись в символическом «поезде», решает, может ли оно позволить себе самосуд. Расправиться с преступником в обход закона. Между злом и добром лежит огромное поле реальности, и нет в мире никакой симметрии!
Недаром картина начинается в Иерусалиме, где похищена реликвия во время встречи имама, раввина и христианского священника. Доблестный Пуаро разоблачает вора – им оказывается полицейский. Но смысл пролога не в этом – мы ощущаем тревожное состояние мира, разбитого на расы, религии, нации и т.д. Что может объединить расколотую, враждующую землю? Да вот хорошая мысль – наказать очевидного злодея, ускользнувшего от расплаты. Без закона? Что ж, в большом цивилизованном городе такое бы не удалось, но в поезде, в диком месте, ночью, под заносами свирепого славянского снега…
Так что Пуаро Агаты Кристи тут ни при чём. Кеннет Брана попробовал взять шекспировский масштаб. Внёс в прелестную вещицу Кристи свою тревогу о цивилизации. Ей ещё не раз придётся метаться между законом и справедливостью – а её правозащитные Дон Кихоты должны сделать ужасный для себя выбор. Фильм-то довольно средний, но вот как случай рефлексии европейского интеллектуала – весьма интересный!