Секция молодых прозаиков на Большом фестивале челябинской прозы называлась «Недетские вопросы на втором этаже». Почему? И почему «жанр» этой встречи определили как «лаборатория»? «Лаборатория – это площадка для инноваций, для экспериментов с непредсказуемым результатом. Наверное, поэтому, – начал с ответа на второй вопрос ведущий «часа молодых прозаиков» Янис Грантс. – Хотя я к определению «лаборатория» не имею никакого отношения. Это название родилось в недрах оргкомитета фестиваля».
На встречу с молодыми прозаиками пришёл целый коллектив – студенты медицинского колледжа. Одиночки разных возрастов тоже не обошли это событие стороной, так что уютный и небольшой зал ЧОУНБ (в народе эту библиотеку по-прежнему зовут Публичкой) был заполнен до отказа.
«Приглашение было отправлено пятнадцати потенциальным участникам лаборатории, которым исполнилось от 19 до 35 лет, – говорит Янис Грантс. – Большинство из них согласилось читать, но к началу фестиваля «соскочила» добрая половина заявленных. Я думаю, это с непривычки, это боязнь публичных выступлений. И никого из отказавшихся осуждать нельзя».
Потом Грантс разъяснил название самой встречи, которое, оказывается, состоит из двух частей, из двух заданий для молодых прозаиков.
Недетские вопросы
В детстве ребёнок задаёт несколько сотен вопросов в день. Некоторые из них кажутся очевидными, другие же могут поставить в тупик и весьма эрудированного человека. Вспомните какой-то вопрос из своего детства, заключите его в сюжет своего рассказа и дайте на него ответ. (Почему вода мокрая? Из чего состоит радуга? Почему мы спим с закрытыми глазами? И тд. Но вопросы могут быть и вполне себе серьёзными. Как получаются дети? А ты умрёшь? А я?)
Второй этаж
Прочитайте стихотворение Андрея Санникова. Вдохновитесь им и напишите рассказ. Это может быть рассказ, начинающийся с первой (или любой другой) строчки стихотворения. Это может быть рассказ, «спрятавший» в себя все (или некоторые) строчки этого стихотворения. Это может быть короткая история глухонемой технички Иры Кондаковой. Это может быть ассоциативный рассказ по мотивам данного стихотворения.
Глухонемая техничка I
Она идёт домой из магазина –
не замужем, здорова, как резина,
и белыми зубами из бетона
откусывает сразу полбатона
глухонемая Кондакова Ира.
Она живёт на Малышева/Мира,
а я живу на Мира 38,
второй этаж, квартира 28.
Но молодые прозаики вовсе не должны были выполнять одно из двух или оба задания. Они могли прочитать любой свой текст, если, по их мнению, он лучший из всего написанного на данный момент. Некоторые так и поступили.
Первым к микрофону вышел Антон Ермолин. Он прочитал рассказ, который уже наделал много шума в писательских кругах. Дело в том, что Антон, по всеобщему мнению, «нащупал» наконец-то свою тему: стал писать в чём-то реальные, а в чём-то выдуманные истории из своего армейского прошлого. Молодой прозаик как бы изобрёл новый взгляд на армейские будни. В его повествовании нет стёба и высмеивания порядков, царящих в вооружённых силах. Нет и этакого возвеличивания самой службы (известный пункт о том, что после года вдали от дома человек становится настоящим мужчиной). В рассказах Ермолина на фоне неторопливого и детального бытописания существует юноша, который ужасно устал (а служба только началась) и не понимает своего предназначения (а потому герой растерян и подавлен).
Дарья Федосеева – самый, наверное, «титулованный» молодой писатель нашего края. Она лауреат престижной Южно-Уральской литературной премии, стипендиат Министерства культуры России. В её послужном списке ещё около десятка литературных наград. Но писательство для Даши – не погоня за регалиями, не работа и не хобби. «Литература для меня – это лекарство от смерти, скуки и несправедливости. Это возможность прожить 1000 жизней в одной. Это неутомимые крылья, которые несут меня над обыденностью. Это мой ежедневный секрет в тишине комнаты от бурлящего снаружи потока. Заниматься литературой для меня – все равно, что заниматься любовью: требует уединения. Я не из тех, кто может писать в кафе», – вот так нежно пишет Дарья Федосеева о своём ремесле.
Юрий Фофин вышел к микрофону с номером столичного журнала «Наш современник», который недавно напечатал его рассказ «Мы ждём перемен». Немногие челябинские прозаики и более почтенного возраста могут похвастаться публикациями в московских изданиях. «Понимаю Юру. Я и сам такой. Этот взгляд кому-то может показаться архаичным, но для серьёзного автора не придумано другого способа легитимации, кроме публикации своих произведений в «толстых» журналах. Ведь эти журналы десятилетия и десятилетия печатают культовых и начинающих авторов. Их редакционная политика – это проверенный вкус и, если хотите, волчий нюх», – говорит о младшем товарище Янис Грантс.
И другие молодые писатели порадовали собравшихся своими произведениями. Ян Любимов прочитал рассказ как стихотворение. Андрей Тыжных наизусть (!) поведал историю о своём излюбленном герое Серафиме Серафимыче в лицах и с песенными вставками. Елизавета Базаева снискала горячие аплодисменты, поскольку её выступление было самым трогательным. Максим Чирьев делал последние правки рассказа буквально перед выходом к микрофону.
После встречи писатели попали «в плен» своих новых поклонников и отвечали на вопросы о жизни, литературе и о себе. Очень надеюсь, что Большой фестиваль челябинской прозы пройдёт и в следующем году, а в его расписании непременно найдётся время для «лаборатории молодых прозаиков».
Что читают молодые прозаики Челябинска?
Антон Ермолин: Чехов, Достоевский, Платонов;
Дарья Федосеева: Золя, Беллоу, Достоевский, Маркес;
Ян Любимов: Брэдбери, Лавкрафт, Гибсон,
Юрий Фофин: Гамсун, Андерсон, Бёлль;
Андрей Тыжных: Гоголь, Булгаков, Паустовский, Достоевский;
Елизавета Базаева: Достоевский, Камю, Сартр;
Максим Чирьев: Чехов, Платонов.
Глеб Сиянин.