В новой книге лауреата премии «Национальный бестселлер» Ксении Букши «Рамка», недавно вышедшей в свет, мы переносимся в не слишком отдалённое будущее России. Обычно русские антиутопии исключительно мрачны. О сочинении Букши такого не скажешь. Государство – оно, конечно, чудит, как всегда, но люди – попадаются хорошие…
ЛЮДИ хорошие попадаются в буквальном и переносном смысле слова. В России учреждена монархия, и новый царь коронуется на отдалённом от материка Островке, где расположен старинный монастырь. Чтобы попасть на коронацию, необходимо пройти Рамку, которую охраняют исключительно вежливые персонажи в серой униформе. Время от времени Рамка пищит – и «запищавшего» ведут в келью, отбирают личные вещи и обещают «разобраться». Постепенно в келье скапливаются те, кто подозрительно выпал из системы.
Журналист-смутьян. Пожилой бродяга, который хронически теряет свой паспорт. Шалава-креативщица, устраивающая оригинальные свадьбы. Волонтёр-француз, опекающий взрослых даунов. Совестливая девица, забравшая из детского дома шестнадцать подростков. Пожилая еврейка, ветеринар, разговаривающая со своей собакой (собачка осталась снаружи). Бизнесмен-узбек, отец троих детей… В общем, пёстрая компания лузеров и чудаков, лишённая свободы передвижения в целях безопасности коронации.
Постепенно выясняются подробности наличного мироустройства. Как и предполагали антиутописты, государство в союзе с высокими технологиями достигло мощного уровня контроля населения. Люди подвергаются «нормализации» – им в висок («по собственному желанию») вживляется специальный чип. Они делаются «нормальными», то есть – управляемыми. Однако эта система несовершенна, у многих чипы старые, плохо работают, у многих этих чипов нет вообще, короче говоря, царит обычная русская неразбериха. Жить ещё можно, не всё под контролем. Компания ненормальных чудаков неплохо проводит время в заключении, делясь историями своей жизни (их автор оформляет как белые стихи). Читатель наблюдает довольно высокий этический уровень «запищавших».
Кстати сказать, это важно. Герои – «попаданцы» далеко не всегда нравственно чисты, а тогда невнятна разница между ними и скверным мироустройством, в которое они попадают. В классическом фильме-антиутопии «Кин-дза-дза», разошедшемся на пословицы, двое героев – прораб и скрипач – обычные советские люди, и люди отличного качества. Они милосердны, сострадательны, бескорыстны, далеки от звериного эгоизма, готовы на помощь. Автор «Рамки» Ксения Букша молода и почти не застала СССР. Но и её герои, многие из них, – милосердны и сострадательны, они помогают друг другу, и не потому, что «так воспитаны» государством. Жизнь их вообще идёт мимо государства. Просто среди «нормальных» всегда есть «ненормальные», которые усыновляют чужих детей, разговаривают с собаками, опекают обиженных природой, возражают против насилия над человеком. Они, «ненормальные», тоже нужны обществу. Жёсткий бездушный «порядок», о котором напрасно мечтают некоторые жители Отечества, чужд и враждебен Божьему миру.
Потому что корысть, эгоизм, злоба – это «нормально». А плакать от отчаяния над сиротами и тратить свою жизнь на возню с даунами – ненормально. Вам любой обыватель это подтвердит. Всякий подвиг сострадания ненормален, но без таких этических вершин перед человечеством будет расстилаться плоская тошнотворная равнина «нормы», где один гад съедает другую гадину, и все дела.
Среди персонажей «Рамки» есть один герой, который полностью согласен с деяниями УПНО (Управления Нормализации), по прозвищу Органайзер. Он сам разработал и внедрил в себя особый чип последнего поколения, который налаживает даже его речь и мышление. Но по иронии судьбы и он «запищал», ибо его чип так нов, что ещё не считывается Рамкой. В своём рвении поддержать бесчеловечное мироустройство Органайзер тоже ненормален! И быстро вписывается в нашу компанию чудаков. Он не безнадёжен. Да вообще всё не так плохо.
Женщины, пишущие о настоящем и будущем нашего государства, часто хотят перещеголять мужчин по части жестокости и черноты прогнозов, дабы доказать, что они пишут ничем мужчин не хуже. Они это, конечно, доказывают, но читателю от этого радостнее не становится. А Ксения Букша – автор лёгкий, безалаберный, открытый миру, жизнелюбивый. Её антиутопия удивительно добродушна и лишена обычной для этого жанра исступлённой мрачности. Никто не погиб из героев. Все помогали друг другу и видели цветные увлекательные сны. Даже вежливые охранники в сером – и те никого всерьёз не потревожили. А коронация-то состоялась?
Может, да, а может – нет. Разве это так уж важно? Царь-то всё равно бредовый, фантомный, и не помогут ничему эти Рамки и Управления Нормализации. Ненормальная, причудливая, изобильная, дикая и странная жизнь обязательно накроет живой волной все выморочные изобретения мёртвой государственности. Весёлый дурачок, потерявший десятки паспортов, – тоже человек, трудное дитя жизни и в своей безобидности и раздолбайстве на свой лад прав. А что, нормален порядок, когда паспорт надо уже чуть не в туалете предъявлять? Нормальна сошедшая с ума бюрократия с её отчётами за каждое дыхание?
Так что «ненормальные» люди необходимы жизни – и никогда не будут приведены в окончательный порядок государством. А может, оно от них заразится искренностью и совестью, перестанет давить своей угрюмой тупостью?
По-хорошему легкомысленное и увлекательно-завиральное сочинение Ксении Букши даёт такую надежду.