> Инесса, ваш выход! - Аргументы Недели

//Культура 13+

Инесса, ваш выход!

№  () от 11 октября 2017 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Просматривая книжные новинки, я заинтересовалась исследованием Ританны Армени «Об этой любви никто не должен знать», вышедшем в одном небольшом издательстве, название которого я опущу, а почему – вы сейчас поймёте. Книга добросовестно и тщательно описывает историю сложных отношений Владимира Ильича Ленина и революционерки Инессы Арманд. Да, да, было, было… От Матильды не успели откреститься – Инесса, ваш выход!

ВТОР – итальянка, где ей понять, какую мину она подложила в диковинное поле русского сознания. До сих пор сторонники пораженческого отряда под названием «здравый смысл» отбивались от воображающих себя истинно православными. Воображающих себя приверженцами идей коммунизма образ Матильды Кшесинской, любовницы Николая Второго, не волновал. Они отлично знали, где великие князья и прочие столпы прогнившего царского режима искали свои подлые чувственные утехи. Но – Ленин! Вождь мирового пролетариата! И он – хохотал, как дитя, в парижских кафе, сидя за столиком с красавицей женой крупного буржуя (Александр Арманд был текстильным фабрикантом). И не только сидел он за столиками, а даже одно время жил в интересном составе семьи: жена Надежда Константиновна, её мать, Инесса, её дети от брака с Армандом… Дулась на происходящее только мать Надежды Константиновны, остальные, как поклонники романа Чернышевского «Что делать?», знали, что делать. Новая мораль учила свободе чувств и осуждала ревность и собственничество в браке. Во всяком случае революционеры презирали эти мещанские катаклизмы. Оказывается, в архивах КПСС сохранилось неотправленное письмо Инессы Ленину, и оно сомнений не оставляет. Оказывается, сама Коллонтай написала роман «Большая любовь», и он навеян именно этой драматической историей.

За гробом Инессы (в октябре 1920 года она умерла от холеры на Кавказе) вождь шёл пешком от Казанского вокзала до Кремля в ужасном состоянии. Ни одна женщина не могла похвалиться, что вызвала в сумрачном, маниакально заточенном на революцию существе вождя чувство такой силы. По всем меркам это была исключительная страсть – и страсть взаимная. Ленин боролся с этой страстью, считал, что она может повредить делу революции, рвал с Инессой романтические отношения (другом и соратником она оставалась всегда) – и вновь возвращался.

Инесса Арманд отличалась от Матильды Кшесинской и типом характера, и интеллектом, и образованием, и масштабом личности. Но то были женщины одного стиля – стиля модерн. Женщины стиля модерн, бесподобные чертовки, похожих нет и не предвидится! Кокетливые, всегда элегантные не без эксцентричности, чувственные, очаровательные, они умели сочетать профессиональные обязанности с материнскими (у Инессы – пятеро детей!) и при этом вызывать у мужчин страстный восторг. Мемуаристы вспоминают красное перо в белокурых волосах Инессы, её прелестную игру на фортепьяно… Что ж, я рада, что мрачный демон революции имел кроме бесчеловечных и сверхчеловеческих свойств обыкновенные человеческие. Что и его странную тяжкую жизнь осветило счастье взаимной любви…

Но тут перед моим мысленным взором всплывает одно козломордое существо, распиаренное СМИ. Грезится мне, как оно, которому ни одна баба за мешок муки в голодный год бы не дала, начинает вопить о нравственности, которую оскорбляют всякие забугорные журналисты своими клеветническими измышлениями. И вместо того чтобы надеть на козломордого смирительную рубашку и дать ему жаропонижающего, бред начинают тиражировать, он ползёт по стране, люди начинают делиться на два лагеря, фанаты вождя обещают сжечь вредную книжку на Красной площади, а всем, кто её прочтёт, вломить в торец. Потому что нет хуже преступления, чем спать с женщиной, это же ясно!

Послушайте, кроме загадочных «чувств верующих» (а идеи коммунизма – тоже вера, между прочим) есть нормальные человеческие чувства. Мы, люди из плоти и крови, рождённые под солнцем с наказом любить и размножаться, хотели бы, чтоб государство властной рукой оградило нас от беснования скопцов, кастратов, импотентов, старых дев и прочих странных индивидуумов, которые почему-то дико озабочены любовными историями прошлого. Они всюду видят грязь и разврат, потому что «аскету снятся пиры, от которых чревоугодника бы стошнило» (Набоков). Грязь и разврат ИМ снится, ИМ мерещится – в обыкновенных, нормальных отношениях мужчин и женщин. Никакой грязи, никакого разврата между Лениным и Инессой Арманд не было, а была сложная романическая связь между двумя незаурядными, сильными и страстными людьми.

Так оставьте Наполеону его Жозефину, оставьте Николаю Второму его Матильду, Ленину – его Инессу и даже Сталину – его Надежду. И они были отчасти человеками, и они любили и страдали. Прекратите нападать на живое, наполненное горячей кровью пространство человеческих чувств: если вам оно недоступно, неведомо и неприятно, отойдите от него вовсе. Мир создан не святыми, хотя и святыми тоже. Сами станьте святыми, тогда и осуждайте «безнравственность», которая вам чудится даже в невинных исторических мелодрамах. А СМИ пора прекратить транслировать ахинею маргиналов, у которых, видимо, навалом свободного времени (а ведь некоторые на важной государственной службе состоят, что, нечем заняться?).

Добавлю ещё, что книга Ританны Армени «Об этой любви никто не должен знать» написана сдержанно, деликатно, насыщена фактами и не страдает извечной болезнью русских биографий: патологическим многословием. Образ Инессы Арманд вышел крайне интригующим и привлекательным. Какие интересные были женщины сто лет назад! Впрочем, как и мужчины, в глазах которых отражались их пленительные силуэты…

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте