Искусствовед Петр Баранов: «В России бум скульптуры»
№ () от 16 августа 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Антон Кокин ]
В Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева на прошлой неделе открылась масштабная столичная выставка «Своевременное искусство. Леонид Баранов, его друзья и герои». Экспозиция из 130 работ почти сорока авторов, большинство из которых являются членами Российской Академии художеств, представляет собой срез современного академического искусства, не чурающегося смелых творческих экспериментов и игры со стилями. «АН» встретился с куратором этого выставочного проекта — искусствоведом Петром Барановым, чтобы поговорить о состоянии русского искусства, столичном художественном контексте и памятниках Иркутска.
— Название «Своевременное искусство» — прежде всего игра слов, но в то же время как будто желание обозначить некое особое положение художников-академиков в современном культурном контексте.
— Это название появилось из нашего долгого общения с Александром Ситниковым (одним из авторов привезенного проекта) о том, что такое сегодня культура и искусство в целом, современное и классическое искусство в частности. Он в какой-то момент сказал, что если наше творчество нельзя отнести к современному искусству, то можно назвать своевременным. Это означает, что соотнесены со временем не только сами художники, которые по-прежнему живы и активно работают, хотя многим из них за 70 лет, но и их работы, отражающие ту или иную эпоху, в которую они созданы.
Условно всех представленных здесь художников можно разделить на три поколения. Это шестидесятники — Зураб Церетели, Игорь Пчельников, Олег Савостюк, которые стали учителями большинству остальных, включая Леонида Баранова. Второе поколение — те, кто начал в 70-е: это сам Леонид Баранов, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Ирина Старженецкая, Александр Ситников, Иван Казанский, Иван Лубенников. А также те, кто, условно говоря, начинал в 80-е: Наталья Глебова, Сергей Мильченко и другие. Каждый из них дополняет картину нашего сегодняшнего художественного мира.
— Большинство из них, как написано в аннотации, академики Российской Академии художеств. Все живут в Москве?
— Не все представленные художники из Москвы. Наша задача состояла не в том, чтобы показать только московских художников, или только академиков, или только народных художников. Мы хотели показать сегодняшний срез русского искусства, тех художников, которые сегодня живы, активно работают и продолжают развивать выбранные ими направления. Но многие из авторов, условно говоря, сами являются направлениями. Если мы говорим о Наталье Нестеровой, мы уже понимаем, что ее ни к чему не отнести — она сама по себе явление. То же касается и Баранова, и Церетели, и многих других из тех, кто здесь присутствует.
— Акцент на выставке сделан на скульптуре. Едва ли не половина экспонатов принадлежит как раз к этому виду искусства. И большинство из них — авторства вашего отца.
— Да, изначально выставка была организована три года назад к его 70-летнему юбилею, поэтому на ней так много его работ. В 2014 году в Москве состоялись две выставки — в Академии художеств и в выставочном зале Союза художников. А потом почти случайно этот проект начал свое путешествие по России и все не может остановиться. Иркутск стал 15-м по счету городом в этих гастролях. Что же касается большого количества скульптур, то это еще одна большая канва этой выставки. Помимо папы, здесь представлено порядка 10 ведущих московских скульпторов. Это, как я уже говорил, и Зураб Церетели, и Андрей Ковальчук, и Александр Рукавишников, и Михаил Переяславец, несколько памятников которого стоит в Иркутске. Есть здесь и Александр Бурганов, который представлен скульптурой, созданной в сюрреалистическом стиле.
— Получается, что здесь нет какого-то противопоставления академического и современного искусства.
— Абсолютно! Как раз наоборот. Это противостояние на самом деле придумано небольшой группой художников, которые хотят как-то выделиться на фоне академической школы. Если составить список так называемых актуальных художников, живущих и работающих сегодня в России, то там с трудом наберется 200 фамилий. В то время как в Союзе художников состоит примерно 12 тыс. человек. Вот вам и пропорциональная разница. Художников классической школы в тысячи раз больше, и это нормально.
— И тем не менее представленные авторы не замыкаются на классической школе и сугубо реалистическом искусстве, это хорошо видно на выставке.
— Вот именно. Все художники, представленные в экспозиции «Своевременное искусство», получили достойное классическое образование, и каждый из них сможет нарисовать ваш вполне узнаваемый портрет. Но при этом все авторы находятся в постоянном творческом поиске, ищут что-то новое, то есть академическую базу они проецируют на свой художественный мир, который у каждого хорошо прочитывается.
— Вы выросли в семье знаменитого скульптора. Можно представить, что ваше детство было не таким, как у других детей.
— Да уж. Я знаю всех представленных художников с самого детства, и не только этих, но и многих других, потому что они все близкие друзья моего отца. С одной стороны, это очень интересно, с другой стороны — должна быть определенная моральная устойчивость ко всему, что происходит вокруг, с ними, в их мастерских и так далее. Родясь и живя достаточно долго в самой мастерской, ты понимаешь, насколько это сложно в плане бытовых условий. И когда ты вдруг оказываешься у кого-то в квартире, где нет пыли, грязи, гипса и прочего, у тебя возникают, скажем так, необычные ощущения.
— Получается, что такая жизнь и среда общения естественным образом привели вас в эту же стезю.
— Не совсем. Я вообще в детстве хотел заниматься разработкой каких-нибудь ракет и сначала поступил на химико-физический факультет. У меня было гораздо лучше с математикой и физикой, чем с историей. Но когда я поступил, понял, что это не мое. А потом я попал выставку в Пушкинский музей, и мне так понравилось, что я решил: хочу заниматься выставками. Тогда я подготовился и поступил на историю искусств в МГУ. Но когда поступил, я решил, что не хочу заниматься современными художниками — они мне к тому времени уже давно надоели. Так что я писал диплом, а сейчас буду защищать кандидатскую диссертацию на тему русской архитектуры XVIII века. Так что вот это все, связанное с выставками, — скорее хобби.
— То есть просто папе помогаете?
— Нет, не только. За эти годы было сделано множество разных выставок, не только папиных и не только с папой. В основном как раз наоборот. Бывают очень большие и сложные выставки, которые наталкивают на новые идеи и мысли. И для меня сейчас очень важна популяризация искусства внутри страны, а не только в Москве. Я это понял, когда начал заниматься этой выставкой и возить ее по различным городам России.
— Ну и как ощущения от этого процесса?
— Ощущения разные, и они зависят в первую очередь от самого музея, от того, насколько быстро и качественно все делают люди, работающие в нем. Второе — сам музей как площадка. Везде приходится выстраивать экспозицию по-новому, исходя из особенностей здания и выставочных залов. В Иркутске мне, кстати, очень понравилось музейное пространство: во-первых, залы правильной и несложной формы, а во-вторых, отличная высота потолков, которой обычно не хватает. В-третьих, очень важен свет. И здесь все хорошо. Музей очень достойный, здесь удобно и интересно делать разные выставки.
— Куда сегодня, по вашему мнению, движется русское искусство?
— Оно настолько сложно и необъятно, что сказать непросто. У нас в России профессиональных художников больше, чем в любой стране мира. Приезжая в новый город, я стараюсь ходить по мастерским, и везде набирается как минимум с десяток хороших художников. В Сибири, кстати, их больше, чем в Центральной России, я это ответственно заявляю. В целом можно найти огромное количество очень сильных художников, и это не значит, что все они живут в Москве.
— А талантливых скульпторов среди них много?
— Я бы вообще сказал, что сегодня в России бум скульптуры. Если мы возьмем эпоху Возрождения, в ней за 300 лет можно насчитать всего 20 скульпторов. Сегодня только в одной Москве можно насчитать такое же количество ведущих скульпторов, не говоря о Петербурге и других городах. Причем я имею в виду бум не в смысле количества памятников, а число качественных произведений, созданных разными людьми. Как раз с памятниками чаще все намного хуже, чем с творческими работами, потому что, как правило, выигрывают не самые лучшие скульпторы и проекты. В этом есть существенная проблема: самое ужасное, что памятники выбирают в основном чиновники и в конкурсе выигрывает проект с минимальной сметой. А так в случае со скульптурой быть не должно. А в Иркутске, кстати, в основном очень неплохие памятники, насколько я могу судить по тому, что успел увидеть.