Аргументы Недели → Культура № 27(569) от 13.07.17 13+

Карловы Вары - 2017: русские отличились

, 21:32 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Международный кинофестиваль в Карловых Варах, который в советские времена шёл через год с Московским, а теперь стал ежегодным, не только отобрал русские фильмы в две основные конкурсные программы, но и наградил их! Приз за лучшую мужскую роль получил участник основного конкурса Александр Яценко из фильма «Аритмия», а Гран-при в конкурсной программе «К Востоку от Запада» получил режиссёрский дебют Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов».

ПРО фильм «Аритмия» я уже писал в статье о фестивале «Кинотавр» (в номере от 15 июня). Фильм одного из самых интересных современных режиссёров Бориса Хлебникова про молодого врача «скорой помощи», которому приходится воевать с бюрократом-начальником днём и переживать семейные неурядицы ночью, открывает нам актёра Александра Яценко с новой стороны. И в предыдущих фильмах Хлебникова актёр выглядел очень органично, но на этот раз Яценко показывает ещё более широкий диапазон актёрских возможностей, создавая яркий образ простого парня, доказывая, что обыкновенных людей в его исполнении не бывает. Происходит даже какой-то оптический обман: небольшого роста, часто с измученным лицом, герой в исполнении Яценко как будто светится тихой внутренней гордостью. И высокое жюри МКФ в Карловых Варах справедливо оценило именно эту актёрскую работу.

А второй русский фильм был включён в конкурсную программу фестиваля «К Востоку от Запада», которая, по мысли организаторов, позиционирует фестиваль как мост между Востоком и Западом. И здесь были собраны очень интересные фильмы. То, что наш режиссёр-дебютант Александр Хант именно в этой секции получил Гран-при, – это настоящая победа. Фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» удивляет не только «кратким» названием, но и сатирическим преображением жанра роуд-муви (дорожное кино). Главный герой Витька Чеснок в исполнении Евгения Ткачука (Григорий Мелехов «Тихий Дон», Пётр Верховенский «Бесы») предстаёт на сей раз как приблатнённый «реальный пацан», работающий на фабрике по переработке отходов из пластика. Его жизнь идёт по раз заведённому кругу, фабрика – бар – дом, куда его пьяного привозит опостылевшая жена. Но авторы фильма умудрились сделать эту обыденность настолько смешной и яркой, что за героем начинаешь следить с неподдельным интересом. Одни «красовы» лимонного цвета, которые в раздевалке надевает Чеснок, избавившись от рабочих кроссовок, дают сигнал: будней не будет. Слегка «кося» под героя «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика, Евгений Ткачук наделяет своего героя-детдомовца отрицательным, но – подчёркиваю – обаянием. И, когда начнётся действие, мы будем следить за происходящим даже с каким-то сочувствием. А действие начинается тогда, когда выясняется, что у детдомовца есть отсидевший отец, у него есть квартира, но у него что-то вроде паралича и за ним надо ухаживать. Сам отец в исполнении Алексея Серебрякова – это отдельная песня. Его снимают в таких ракурсах, что Серебрякова сразу и не узнать. Пока мы со слов Чеснока знаем, что он бил мать черенком от швабры, потом бросил её, а она – в петлю. Дитя – в детский дом. И вот теперь за этой мразью ухаживать? Поразительно, но в фильме не говорят матом. Оказывается, можно подобрать такой сленг, который по экспрессии совсем не уступает «народному языку». И полное ощущение, что Чеснок иначе как матом о папаше, который и есть Лёха Штырь, не отзывается. Короче, он решает везти его в дом инвалидов, а квартиру использовать как сексодром для утех с подругой из бара. Но бюрократы дают направление на папашу в дом инвалидов довольно весёлое. Ближайший дом, где есть место, за тысячу километров. Итак, здесь экспозиция и завязка заканчиваются, начинается роуд-муви. Что предстоит пережить героям во время их путешествия по стране, как раскроется образ Алексея Серебрякова и что в их жизни будет означать герой Андрея Смирнова – это всё увидите в кино. Скажу только, что это будет весёленькое путешествие. И добавлю, что в фильме точно прописаны роли второго плана, что делает историю всегда более насыщенной. Так что Студию VGIK-Debut (продюсеры Фёдор Попов, Владимир Малышев) поздравляю с победой!

Фильмы других стран, представленные на фестивале, были весьма разнообразны, но хотелось бы выделить те, которые приподняли покрывало тайны с жизни, европейцам неведомой, но пульсирующей совсем рядом. Мы видим её глазами подростков, которые должны к ней приспособиться. И на наших глазах из пареньков, готовых делать что-то доброе, превращаются в настоящих монстров. Например, герой фильма «Ещё» режиссёра Онура Сайлака (Турция) хотел бы учиться, но у его отца на него другие планы. Постепенно становится ясно, что отец – участник транзита нелегальных сирийских беженцев, а сынок должен спускать к ним в бункер пропитание и выносить нечистоты в ожидании следующего этапа трафика. С одной красивой сирийской девушкой подросток идёт к морю и плещется в волнах, в последний раз испытывая что-то похожее на счастье. Потом он увидит, что эту девушку отец отдаст своему партнёру для удовлетворения похоти. Уже готовый побить насильника камнем, подросток попадает в лапы отца, который объясняет ему суровые законы бизнеса: если партнёру нужна женщина, он ему её даст. «А если он захочет меня? Ты и меня ему дашь?» – спрашивает сынок. Тут папаша уже не выдерживает и избивает подростка довольно грубо. И с ним что-то происходит. Человеческое исчезает. Перед нами зверёныш. Над очередной партией сирийцев в бункере он уже будет просто издеваться, не то что не будет кормить, а перекроет доступ воздуха. И с наслаждением будет смотреть на мониторе, как несчастные задыхаются. И это всё на фоне прекрасного Эгейского моря, на побережье которого происходят события фильма…

Другой подросток из фильма «Чамбра» (режиссёр Джонас Карпижнано, Италия) живёт в цыганском таборе в Калабрии, и ему 14 лет. Пример, как вести себя молодому человеку, он может брать только со старшего брата, законченного жулика. Рядом с цыганами живёт ещё африканская община, с которой герой Пио успевает подружиться, пока брат сидит в тюряге. А промышляет он тем, что в поездах крадёт чемоданы, которые доверчивые итальянцы оставляют в специальных отсеках железнодорожных вагонов. При этом вырученные деньги относит бабке – она главная в их многочисленной семье. Но вот брательник выходит из тюрьмы, и у него созревает план ограбить склад африканцев. Тут намечается конфликт: кому изменить – друзьям или брату. От безвыходности Пио плачет, но выбирает брата. А тот посвящает его в мужчины, отведя к проституткам. Во время орального секса камера немножко замирает, а так она всё время движется, всё время скользит, передавая ритм этой жизни, неведомой живущим рядом белым итальянцам. К концу фильма мы получаем очередного сформировавшегося подонка, который, как и его турецкий собрат, готов на всё.

Замечу, что таких фильмов раньше не было. Кинематографисты бьют в набат. Ну не нравится им, что европейская толерантность плодит чудовищ. Политическая корректность уступает место художественной правде.

И на этом я, Сергей Шолохов, прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram