Ирина АПЕКСИМОВА – воплощение независимого женского характера. Подобные роли она играет и на сцене, и особенно в кино: «Лимита», «Святой», «День рождения Буржуя», «Клетка», «Есенин», «Палач», «Генеральская внучка» и др. А ещё Ирина умеет круто менять свою жизнь. В 2012 году она неожиданно для многих стала директором Театра Романа Виктюка. А в 2015-м – директором знаменитого Театра на Таганке.
– ИРИНА, 30 сентября – 100 лет со дня рождения Юрия Петровича Любимова. Наверное, легендарный кабинет «отца-основателя», исписанный автографами советских и мировых звёзд, станет одним из главных объектов юбилейного паломничества?
– Кабинет на самом деле маленький. Чтобы все почитатели Юрия Петровича смогли увидеть его творческую лабораторию, мы создаём в фойе театра грандиозный интерактивный музей. Интерьеры знаменитого кабинета, надписи на стенах, начиная от известного, наверное, самого первого, автографа Андрея Вознесенского: «Все богини – как поганки перед бабами с Таганки!» Около 40 надписей мы расшифруем, точнее, расскажем о тех людях, которые их оставили. Естественно, будет большой рассказ о самом Любимове.
– Юрий Петрович не дожил до ста лет всего три года, умер 5 октября 2014-го. А вы бы хотели дожить до ста лет?
– Дело не в том, до какого возраста, а смотря как. Просто «досуществовать» до даты 100, наверное, не хотела бы. А если жить полной жизнью, почему нет? Но я особо на этом не зацикливаюсь. Когда мне было 18, помню, пыталась посчитать, сколько мне будет в 2000 году. Подумала тогда, что столько не живут, сбилась со счёта…
По-моему, надо жить как живётся. Сегодняшним днём. Все под Богом ходим. И каждый день – как последний. Я живу с таким чувством всю жизнь. В душевных, внутренних вопросах у меня всё подчищено, согласовано. И если завтра что-то произойдёт со мной, я морально готова ко всему.
Понимаете, я не думаю каждодневно, как бы дожить до ста лет. Поэтому не опасаюсь переходить дорогу или, скажем, покупать в ларьке бутылку вина. Хотя и то и другое может одинаково плохо закончиться. Не придерживаюсь никаких диет, не хожу ни в какие фитнесы, ем – страшно сказать! – мясо, да ещё и курю. Стараюсь получать удовольствие от каждого дня. А там как Бог даст!
– В уходящем сезоне Таганка представила шесть громких премьер. Среди них – «Чайка 73458», где вы играете Аркадину, а ваша дочь Дарья Авратинская – Нину Заречную. Во время репетиций или самого спектакля вы выключали в себе функцию «мама»?
– Я смотрела, как дочь репетирует, но быстро поняла, что неправильно контролировать её и тем более делать замечания. Мы живём вместе. Дома, конечно, разговор о Нине возникал. Но – мельком. Я сознательно не лезу в её роль. Потому что моё представление о том, какая должна быть Заречная, сильно разнится с режиссёрским. А актриса должна всегда верить режиссёру.
– Кроме актёрства Даша ещё чем-то увлекается? Сидит в Интернете, как все современные молодые девушки?
– Ничем. А чем можно увлекаться, работая в нашей профессии? Даша много репетирует в театре, снимается в кино. В Интернете, слава богу, не сидит, хотя я не из тех, кто категорически осуждает молодёжь за то, что та пропадает в Сети. Я скорее не понимаю людей нашего поколения, которые целыми днями торчат в «Фейсбуке», пишут всевозможные посты. Молодёжь-то приучена к Интернету с детства, как к соске. В связи с этим ей не хватает времени на что-то другое. Мальчики и девочки лишены нормальной жизни и живого общения. А вот те, кто жизнь почти прошёл, чего они-то там делают, в соцсетях?
– Вы редко снимаетесь в сериалах. Но в одном из недавних, «Разведчицы», сыграли инструктора – опытную и волевую женщину…
– А я когда-нибудь играла других женщин?
– На войне женщина должна быть сильной. А в мирное время зачем? Ведь часто выгоднее быть слабой, подчиняться мужчине?
– Моя «мирная жизнь» и то, что я играла в кино, – две большие разницы. Меня приглашают на подобные роли, видят в таком амплуа. Что я могу поделать? Сильные героини нужны, чтобы в нашей непростой жизни поддерживать дух тех, кто сидит и смотрит данный телепродукт.
Почему в реальной жизни нужно быть сильной? Потому что в ней нельзя быть слабой. Хотя глобально женщина должна быть не сильной или слабой, а мудрой. Если она мудрая, она может быть, когда нужно, сильной, а когда нужно, слабой.
– Возвращаясь к юбилею Любимова, как себя чувствует в театре «золотой фонд» любимовских актёров: Вениамин Смехов, Иван Бортник, Марина Полицеймако, Виталий Шаповалов и другие мастера сцены?
– Вениамин Борисович Смехов сейчас не артист нашего театра, но есть два спектакля, которые он сам поставил и в которых играет: «Нет лет» и «Флейта-позвоночник». Другие актёры «любимовского призыва» заняты в старых легендарных спектаклях. Стараюсь задействовать их и в новых постановках. Так, в прошлом году мы сделали спектакль «Эльза» – про любовь достаточно взрослых людей, вдовцов. В пьесе играют наши мэтры: Юрий Смирнов, Любовь Селютина, Марина Полицеймако и др. Мы чтим традиции Театра на Таганке. Стараемся сохранять всё лучшее старое, создавая, как и было принято при Юрии Петровиче, что-то свежее, новаторское.