Аргументы Недели → Культура № 17(559) от 04.05.17 13+

Контрапункт в системном празднике

, 07:40

Актёр Театра имени Е. Вахтангова Максим СУХАНОВ родился в Москве и окончил «Щуку». Снялся более чем в 30 фильмах: «Роль», «Орда», «Страна глухих», «Дети Арбата» и др. Является дважды лауреатом Госпремии за роли в театре, но от званий заслуженного и народного артиста отказался, назвав это подачкой со стороны власти. Одна из последних работ Максима – фильм Андрея Кравчука о приходе к власти на Руси князя Владимира Святославича «Викинг», где он сыграл Свенельда.

- Максим, фильм «Викинг», как говорят его авторы, собрал в прокате рекордные для российского кино 1,5 миллиарда рублей. В чём секрет успеха?

–Не думаю, что это успех. По тем затратам, которые были вложены, фильм должен был собрать гораздо больше денег, чтобы окупиться. Во всяком случае продюсеры надеялись на это. К тому же у «Викинга» была беспрецедентная поддержка: рекламные ролики по ТВ, трейлеры картины в кинотеатрах, мощная рекламная кампания. Картину лично принесли посмотреть президенту, что для аудитории тоже играет немалую роль.

– Вы сами себе понравились на экране в роли Свенельда?

– Честно говоря, просмотр картины радости не прибавил. Сценарий, на который я соглашался, событийно отличался от того, что получилось. В итоге моя роль в окончательном варианте была сведена к функционалу. Я даже не знаю, что бы эта картина потеряла, если бы моего героя не было.

– Ваши дочери были на премьере «Викинга». Им картина понравилась?

–Они, конечно, были рады, что папа снялся, и вот он на экране. Но так как мои дочери знакомы с мировым кинематографом и смотрят хорошие отечественные фильмы, то у них есть своё мнение. «Викинг» они восприняли как мою очередную картину, не больше.

В прошлом году в День народного единства открыли памятник князю Владимиру, теперь вот фильм о нём. Почему к крестителю Руси решили обратиться именно сейчас?

– Думаю, что в последнее время ищется идея объединения духовности нации. Исходя из каких-то наивных представлений, решили обратиться к таким былинным и в какой-то степени сказочным персонажам, как князь Владимир. Я называю его сказочным персонажем, потому что то далёкое прошлое является для нас сказкой. Мы о нём осведомлены в большей степени по художественным произведениям. То время было гораздо чудовищнее, чем показано в «Викинге».

– Иосифа Сталина вы играли два раза: в «Детях Арбата» и в «Утомлённых солнцем – 2». Потом сказали, что в Сталина ещё не наигрались. Чем он так интересен?

– Шизофренические личности – а Сталин, несомненно, был такой – всегда интересны для анализа, в том числе и для актёрского. А шизофреники-тираны, влияющие на судьбы людей, вызывают повышенный интерес.

– Сегодня Сталина пытаются обелить, очеловечить. А Ивану Грозному в Орле памятник установили...

– Когда я узнаю такое, то развожу руками и пожимаю плечами. Шизофрения бывает же не только индивидуальной, но и обобществлённой. Коллективное бессознательное этих людей шизофренично. К таким людям надо относиться спокойно, как врач к пациентам.

– Ваш дед Константин Бузанов и бабушка Вера Буре-ева тоже были актёрами. Вам что-то от них досталось?

– Только их театральные фотографии. Дедушка был характерным актёром, успел сняться в одной картине, был востребован в Театре Всеволода Мейерхольда. Но, после того как Мейерхольда посадили и развалили театр, ему пришлось изрядно помыкаться. Он служил то в одном театре, то в другом. Потом началась война, и он ушёл на фронт. Дедушка погиб в 1941 году под Тверью. А бабушка после развала театра так и не смогла никуда устроиться. В сентябре 1941 года у неё родилась вторая дочь, о чём дедушка, видимо, и не узнал. Она уехала с детьми в эвакуацию, а после войны работала организатором мероприятий в домах культуры, в детских садах. Бабушки не стало 5 лет назад. Она видела практически все мои театральные работы и всё всегда восторженно воспринимала.

– От званий заслуженного и народного артиста вы отказались, назвав это подачкой со стороны власти. Коллеги как отреагировали?

– Они со мной об этом не разговаривают, тихо получают звания и радуются. Наверное, одни подумали, что я со странностями, а другие – что таким образом хочу себе сделать пиар. Я же считаю звания артистов глупостью вопиющей, они были введены для того, чтобы военная иерархия, существовавшая в стране, продолжалась и в культурных заведениях.

– Вы дважды лауреат Госпремии за театральные роли Хлестакова и Сирано де Бержерака. Кто вам их вручал?

– Первую премию мне вручал Борис Ельцин. Но спектакль не видел. Я пригласил его, он пообещал прийти, но так и не пришёл на «Хлестакова». Вторую премию мне вручал Владимир Путин. С ним было всё как-то очень быстро, и я его не стал приглашать на спектакль. После торжественной церемонии был банкет, потом дали конверт с деньгами, а затем нужно было идти платить налог с премии. На вручение Госпремии все обычно приходят в рубашке и галстуке, а я на вторую премию пришёл в майке и в какой-то курточке. У меня даже фотография есть, где Владимир Путин стоит в костюме, а я одет не по протоколу. Честно говоря, я специально так оделся, хотелось какого-то контрапункта в этом системном празднике, чтобы было демократично и не напыщенно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram