В конце 2016 года решением московских властей в театре «Модернъ» сменилось руководство. Вместо народной артистки, профессионального режиссёра С. Враговой, создавшей этот театр в начале 90-х годов прошлого века, «Модернъ» возглавил Юрий Грымов. Не имеющий ни профессионального образования, ни опыта работы худруком, ни хотя бы весомого списка поставленных им спектаклей.
Как говорят в одной русской классической пьесе, «это дело вопиёт к небесам». Повопим, что ли.
Наша газета много и упрямо занимается вопросами непрофессионализма в разных отраслях «народного хозяйства». Всего один безграмотный начальник может наворотить скорбных делв рекордные сроки. Есть области, где причиняемый таким персонажем вред виден сразу и может быть безжалостно отслежен профессионалами.
Безграмотное руководство бывает и в культуре. Только вред непрофессионализма тут измерить сложнее, да и профессионалы здесь какие-то граждански малоактивные. Действительно, подумаешь – был приличный театр в Москве, теперь его нет, но ведь главное – «чтобы за мной не пришли». Для тех, кто не в курсе бюрократического космоса, поясняю: театры большие, солидные, с давней историей, находятся, как правило, в ведомстве Министерства культуры РФ. Это театры федерального подчинения. Решения о худруках таких театров принимаются на высшем уровне и, будучи спорными или бесспорными, всё-таки не имеют на себе печати безответственности или полной некомпетентности.
А вот театры поменьше, возникшие не так давно, они в основном – в сфере управления местных властей, в нашем случае – Департамента культуры г. Москвы. Тут полянка не так велика и полна форменных чудес. Задавшись вопросами, кто и на каких основаниях назначил Ю. Грымова худруком «Модерна», как фамилия этого человека и что он может нам рассказать о своих мотивах, мы упрёмся в глухую стену. «Принято решение», и весь разговор. Насколько мне известно, никаких консультаций ни с кем не проводилось, эксперты не привлекались, общественное мнение никто не зондировал. «Мы платим – мы назначаем».
Постойте! Платите не вы – народ платит, вы только распределяете средства, поймите раз и навсегда, что это не ваши деньги. Кроме того, есть ещё один тонкий момент. Театр не состоит только лишь из «матчасти», есть творческая, интеллектуальная составляющая. Кто создал образ «Таганки»? Конечно, Любимов. Кто сотворил «Мастерскую Фоменко»? Ясно кто. Возможно ли не считаться с тем, что театр «Модернъ» из ничего, с нуля, на ровном месте создала именно С. Врагова? Вот так вот взять из тёплых рук автора театра его создание и отдать в другие, абсолютно чужие?
И расхаживает теперь Юрий Грымов по театру, где каждый уголок действительно в стиле модерн когда-то любовно устроен и украшен талантливыми мечтателями (Врагова с единомышленниками великолепно обустроила полуразрушенное здание на Спартаковской площади). О чём он думает? В самом деле считает себя вправе распоряжаться чужим творческим имуществом, чужим многолетним трудом?
Насколько можно судить, самоуважение у Грымова титаническое. Он – герой нового времени, известный прежде всего по рекламным роликам 90-х годов прошлого века. Снял несколько фильмов и поставил в разные годы два или три спектакля. Тут, конечно, возникает вопрос: а сколько фильмов или спектаклей надо поставить, чтобы считаться кинорежиссёром или театральным режиссёром? Иногда достаточно и одного. А иногда и десятка недостаточно. Грымов снимает фильмы, но трудно назвать его кинорежиссёром, ставит спектакли, но он вряд ли театральный режиссёр. Ни одно его произведение громким событием для общества не стало, он известен «вообще». Профессия – Грымов. Такой мультиактивный деятель самовыражения, для которого та или иная отрасль искусства – средство этого самовыражения.
Пусть так, ладно, бывает. Грусть в том, что об этом самовыражающемся «я» Юрия Грымова публика не имеет никакого ясного понятия. Какова его творческая, гражданская позиция, что он за человек – не представляю. Энергия, напор, самоуверенность – есть. А идеи, мечты, вкусы, творческие особенности – загадка. Вот разве что поставленный им несколько лет назад спектакль о Сальвадоре Дали что-то подсказывает: подражание (хотя бы в дизайне внешности) очевидно. Грымов, наверное, хочет быть таким же гением саморекламы. Но при чём тут государственный театр, сложнейший организм, которым надо руководить ежеминутно, многое знать, многое уметь? Интересно, Грымов сам прибежал в департамент культуры с криком «это я, это я!» или его держали на какой-то скамейке запасных? Что это за скамейка в департаменте, кстати, не пора ли её заполнить профессиональными режиссёрами?
Никакой содержательной художественной программы у Грымова нет. А иначе как объяснить недавно опубликованный его призыв, а именно: «Московский драматический театр «Модернъ» объявляет о запуске проекта «Приходите сегодня», в рамках которого любой профессиональный театральный деятель (режиссёр, драматург, продюсер, художник и т.д. сможет претворить свои идеи в жизнь… Для участия в проекте необходимо заполнить и прислать в электронном виде заявку на проект… По окончании просмотра состоится обсуждение, по результатам которого…»
Полагаю, это «SOS» – приходите и приносите что-нибудь, дабы всё устроилось, «как у людей, – что-то на сцене, что-то в фойе, каждый день якобы события, и можно отчитаться в департаменте: вместо драматического театра у нас наконец «культурная площадка». Где одна бессмыслица ни для кого сменяет другую в хорошем темпе.
А по мне, так самый скромный драматический театр, где ставятся пьесы, играют артисты и т.д., – в сто раз лучше парада пустоты этих самых «культурных площадок». Бессмысленных, бессодержательных мест ни о чём, где тупо осваиваются бюджеты. Конечно, невеликие суммы (на всю-то культуру – полпроцента от бюджета положено), но вред от подобного переформатирования драматических театров довольно велик.
Многие люди привыкают думать, что так называемая «культура» со всеми её площадками – вздор, ненужная ни для чего чепуха, претенциозная пустота. Блеф. Вид мошенничества…
Как расценивать действия Департамента культуры Москвы, поменявшего профессионального режиссёра, худрука с большим опытом на профессионала саморекламы, – для меня вопроса нет. Странно мне молчание руководства СТД, московских худруков, активной публики – а что, фигура Юрия Грымова, возглавляющего «Модернъ», одной мне кажется страшным сном?
Что до вопроса, бывает ли стыдно Юрию Грымову, – он риторический. Чтоб такой кусок Москвы отхватить, всякие нежности типа стыда следует в себе блокировать уже в подростковом возрасте.