Аргументы Недели → Культура

По любви и только для своих

, 08:32 , Писатель, критик, драматург

8 марта, в день рождения Андрея Миронова, в санкт-петербургском театре «Русская антреприза» состоялось очередное, седьмое по счёту, вручение Российской национальной актёрской премии «Фигаро» (статуэтка из бисквитного фарфора, изображающая Андрея Миронова в коронной его роли). «Русская антреприза» – маленький театр на Петроградской стороне – в этот день становится очагом радости для настоящих героев сцены. Такого количества знаменитостей на квадратный метр не бывает нигде и ни у кого!

Болотные лягушки, коих в Питере изобильно, любят квакать, что-де Рудольф Фурманов, учредитель премии и худрук «Антрепризы», раздаёт статуэтки «своим». В известной мере это так – да только «своими» оказываются для Фурманова десятки блистательных артистов. Среди лауреатов «Фигаро» прошлых лет – Инна Чурикова и Олег Табаков, Юлия Борисова и Валентин Гафт, Светлана Крючкова и Юрий Соломин, Вера Васильева и Сергей Безруков... Их смело можно назвать «своими» прежде всего для публики. Публика, может, и уважает режиссёров, но любит она только актёров, и ничем этой «дури» вы из публики не выбьете. Нам лица нужны! Драгоценные излучения, меняющие нам состав крови! Хорошего артиста публика помнит долго, даже если после него осталось только громкое имя-легенда. «Ах, как он играл...» Вот «Фигаро» и подбадривает живых артистов – вы нужны, вы дороги, вы любимы, вперёд!

Ведь нет существа более трепетного, чем артист, какой угодно знаменитый. В этот раз «Фигаро», к примеру, получил Михаил Пореченков, известный по кино, но и прекрасно выступающий на подмостках МХТ. Волновался, как школьник на экзамене! Это могучий-то Пореченков. Но актёр без нервов – не актёр. Тем более когда у тебя справа – Басилашвили, слева – Хазанов, а среди вручающих премию – маститые режиссёры (Андрей Могучий, Валерий Фокин, Алексей Учитель, Дмитрий Светозаров, Александр Орлов и другие). «Фигаро» тем и хорош, что всех сводит воедино – молодых и почтенных, москвичей и петербуржцев, представителей разных школ и направлений.

«Комедианты? Нет! Мы артисты, благородные артисты!» – говорит в финале «Леса» Островского трагик Несчастливцев. Вот этот образ – «благородные артисты» – и нужен публике. Пусть он идеализирован, да пусть хоть выдуман. Недаром актёры сегодня заменяют аристократию. С их жизни пишутся светские хроники, на них, даже на их одежду смотрят пристально и придирчиво: ну-ка, в чем была сегодня графиня NN (допустим, Марина Александрова)?

Графиня Александрова реально была на «Фигаро», в элегантном чёрном брючном костюме, с маленьким сыном. Получая статуэтку из рук Юлии Пересильд, рассказала, что именно на сцене «Антрепризы» когда-то дебютировала, будучи ученицей телевизионной школы. Таким образом, и Александрова стала для Фурманова «своей» – но «своим» оказался и такой «мамонт», как Геннадий Хазанов.

Он был великолепен. Трудно найти равных Хазанову по способности чуять зал и даже простые фразы подавать, как убойные репризы. Хазанов разыграл сценку, которую наблюдал в кабинете Ширвиндта, разговаривающего с Владимиром Зельдиным. В изображении Хазанова эти почтенные люди предстали забавными клоунами, и это правильно. Что-то нездоровое есть в актёрском «величии», и подлинно большие артисты всегда стремятся снять это надутое «величие» шуткой, смешным жестом, самоиронией. Так всегда поступает, скажем, Олег Басилашвили – он, кстати, и вручал «Фигаро» Хазанову, с которым много лет играл в одном спектакле. Да, миллионы телезрителей помнят Хазанова по «кулинарному техникуму», и тут нет ничего зазорного, те миниатюры были шедеврами, но Геннадий Хазанов ведь и настоящий театральный артист, комедийного, конечно, окраса, но кто умеет играть комедию, тот, между прочим, умеет играть всё...

Многое на вручении «Фигаро» связано с творческим путём Андрея Миронова – он артист вахтанговской школы, и приз получил в этом году Евгений Князев, замечательный артист Театра имени Вахтангова и ректор «Щуки» (то есть театрального института имени Щукина). Когда театральное образовательное учреждение возглавляет артист такого калибра, веришь в будущее школы – и отберут кого надо, и выучат крепко. Миронов играл в Театре Сатиры – и «Фигаро» получает Юрий Васильев, актёр Театра Сатиры, коллега Миронова. Не так это и легко – как и Высоцкий, Миронов выходил на сцену и превращал многих партнёров в невидимок. Немало надо труда, чтобы в этой ситуации найти свою тропинку, и Васильеву с годами это удалось. Он с юмором рассказал о том, как в том самом спектакле «Фигаро» вдохновенно исполнял роль лакея, а также спел «мироновскую» песню («Я этим городом храним...»).

Кстати, и Дмитрий Харатьян, тоже награждённый в этом году «Фигаро», спел «мироновскую» песню («Вжик-вжик-вжик – уноси готовенького»), спел по-своему, прекрасно, смешно и артистично. По «духу лёгкости» Харатьян, без сомнения, творческий родственник Андрея Миронова, но он не служит в стационарном театре, работает в антрепризах и не так хорошо знаком театральному зрителю. А жаль. Симпатичнейший артист.

Елена Камбурова! Это звонкое имя многим знакомо ещё с 60-х годов прошлого века. Нынче Елена Антоновна возглавляет свой театр, Театр музыки и поэзии, и это именно театр, не концертный зал. Там, кстати, работает превосходный театральный режиссёр Иван Поповски, и там можно увидеть и услышать, что такое «театр музыки», когда на сцену выходит Камбурова, проживающая душой каждый звук. «Фигаро» Камбуровой – совершенно закономерная и заслуженная награда. Но разве то же самое нельзя сказать и про Ольгу Остроумову? У Остроумовой только одна «вина»: она служит в Театре имени Моссовета, которому московские театральные критики объявили что-то вроде бойкота, нарушенного лишь в последнее время. А! Ещё она – жена президента «Фигаро» Валентина Гафта, поэтому заподозрила, что «Фигаро» ей достался «по блату». Конечно, по блату, это премия «для своих», только эти «свои» настолько отборные и «калиброванные», что быть «своим» для актёрской премии «Фигаро» – значит, быть избранным в весьма элитарный клуб.

Хотите спорить с тем, что Хазанов, Басилашвили, Камбурова, Харатьян, Пореченков и тому подобные – элита? А кто тогда для вас элита? Татьяна Голикова какая-нибудь??

«Фигаро» в этом году должен был получить великий Алексей Петренко, он буквально накануне смерти снимался у Рудольфа Фурманова в телепередаче «Театральная гостиная», но так обернулась жизнь, что статуэтку вручили его вдове и дочери. Мелания Петренко исполнила стихотворение Евтушенко «Идут белые снеги», которое готовила вместе с папой. Затем сыграла на скрипке бетховенского «Сурка», что уже, на мой вкус, и лишнее. И так у всех глаза на мокром месте были... Наградили также молодых актрис: Александру Урсуляк, Елену Калинину. Таким образом, была совершенно заполнена «вертикаль возраста», но в этом году не выстроилась «горизонталь пространства» – обычно «Фигаро» вручают какому-нибудь замечательному артисту из России, но не из двух столиц, а в этом году фигурировали только Москва и Петербург. Конечно, в будущем это исправится. Получивший «Фигаро» не артист, но директор Большого театра Владимир Урин, конечно, много для актёров сделал и вообще личность выдающаяся, но человек уж и так ничем жизнью не обижен, тогда как в провинциях героически трудятся великолепные актёры и без всяких наград.

Церемония шла динамично и весело, длинных речей никто не толкал, сопровождающие артистов ролики были исключительно внятны, а ведущие церемонии – актёры «Антрепризы» Инна Волгина и Олег Куликович в отличие от ведущих «Оскара» ничего не напутали.

Всего одна накладка и была: объявили, что Эстер Устаева споёт арию Русалки из одноимённой оперы, и певица стала завораживающе петь, но на непонятном языке. Публика было подумала, что оперные певцы навострились петь так, что не разобрать ни слова, но постепенно аудиторию посетило прозрение – это не Русалка Даргомыжского, это Русалка Антонина Дворжака, и певица честно чешет по-чешски...

Так что всё было по любви, для своих – а вышло заодно и по справедливости.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram