Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 9(551) от 10.03.17

Красавицам здесь не место

, 17:20 , Писатель, критик, драматург

Или красота, или играть: самые успешные долгожительницы в кино (тем более в театре) в редчайших случаях бывали красавицами. Обворожительные, прелестные, обаятельные, привлекательные, какие угодно – но те, кого можно назвать победительницами в своём деле, никак не отличаются гармонией черт и соответствием канонам прекрасного для своего времени.

У красоты на экране – своя судьба, у таланта – своя. После сорока лет, как-то печально заметила Николь Кидман, актрисы вообще начинают исчезать с радаров индустрии кино…

Я как-то решила изучить топы «самых красивых русских актрис» современности и обнаружила, что подавляющее большинство лиц и фамилий мне неизвестно. Это оттого, что сейчас с одного фильма прославиться никак нельзя, а надо сняться в сериале, да ещё из тех, что долбит мозг по полгода, не меньше. Смотрю – эффектные, яркие девочки, но где я их отловлю? В сериалах типа «Универ», что ли? Конечно, я знаю Марину Александрову, Елизавету Боярскую или Светлану Ходченкову, но про них многие комментаторы ехидно замечают, что-де не такие уж они и красивые.

Ничего себе! Совсем уж публика, как говорится, обожралась красотой. Быть красивой сейчас гораздо проще, чем полвека назад, когда наши советские актрисы разделяли с народом все трудности исторического, а заодно и диалектического материализма. Тем не менее индустрия кино (и ТВ) так и осталась вампиром-кровососом: заберёт весь чарующий аромат из прекрасного молодого лица, а потом выбросит без всякой жалости. Но, кстати сказать, такие случаи не вызывают у меня очень уж острого приступа печали – разве плохо пригодиться народу хотя бы в одном хорошем фильме?

В американском кино есть такой бродячий сюжет – о старой полусумасшедшей звезде, пережившей свою славу («Сансет-бульвар», «Что случилось с Бэби Джейн?»). У нас таких душераздирающих фильмов нет. Более того – в действительности мы можем найти нескольких прекрасных народных артисток, которые прославились ещё в 1950-х годах и ни в каких чудовищ не превратились.

Татьяна Пилецкая. Стала знаменитой после фильма «Разные судьбы» 1956 года. Выпустила несколько книг, играет и в кино, и в театре (последняя работа – участие в спектакле «Баба Шанель» в Русской антрепризе имени А. Миронова). Стройная, элегантная, интеллигентная женщина.

Галина Короткевич. Прославилась аж в 1952 году в картине «Три дня в Москве» (Надя). Была звездой Театра имени Комиссаржевской (Петербург), в последние годы хоть и редко, но выходит на сцену. Энергична в невероятной степени – летом Галина Короткевич живёт на своей даче, на одном из островов речной системы Вуокса, и самолично подплывает к дому на лодке. Работает вёслами. Я видела. Это вам не Сансет-бульвар! Это советские люди!

Элина Быстрицкая. «Тихий Дон» (1957). Играет в Малом театре, ослепительной красоты и достоинства леди. Быстрицкая – чистой воды героиня, но в XXI веке предъявила и комедийный темперамент, сыграв в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому острохарактерную роль Турусиной.

Это те, кто в 20-х годах прошлого века родился, а о таких молодухах (вроде Дорониной и Фрейндлих), что появились на свет в 30‑е и сейчас активно присутствуют в культуре, надо специально книгу сочинять. Стало быть – возможно идти в искусстве долгим путём, не сходя с ума, не спиваясь, не обременяя окружающих претензиями. Надо твёрдо знать: мир охотно «употребляет» красоту, но он к ней безжалостен и никаких поблажек не делает. Есть даже особая ненависть судьбы к красоте, особенно если она «жертвенного» типа.

А значит, даже очень красивым женщинам главную ставку надо делать на ум, работоспособность, силу воли, порядок и постоянное пополнение знаний.

Вот мы видим Мерил Стрип, весёлыми ногами идущую на «Оскар», куда она номинирована в двадцатый раз. Стрип давно преодолела кризис «сорока лет» и снимается каждый год. Её новая работа – в картине «Флоренс Фостер Дженкинс» поразительна даже для её актёрского уровня. Стрип – интеллектуалка и, например, будучи в Петербурге, первым делом отправилась (пешком) в музей Достоевского… Но заметим: эта актриса существует в совсем иной модели кинематографа, чем наша. Голливудские актрисы напористы, активны, они настаивают на себе, они сами ищут сценарии, они борются за свои права не исчезать после 40 лет. Наш кинематограф сегодня очень склонен выставлять женщин прежде всего как призовых (для героя) блондинок, брюнеток и шатенок. Интересных женских ролей мало. Интересных возрастных ролей – наплакал кот. Так что, прелестницы, надо не только ждать, когда вас заметят, но искать, бороться, сражаться!

Кто из наших актрис может выбиться в «Мерил Стрип», условно говоря, то есть имеет шансы прожить долгую плодотворную жизнь в искусстве, а не только дать себя использовать вампиру кино?

Предлагаю такой список.

1. Чулпан Хаматова. Все приметы масштабной личности, не только актрисы, редкая киногеничность – но и сценичность тоже, разнообразие проявлений, особенная притягательность, нестандартная внешность, явный непрекращающийся поиск себя, бесстрашие.

Чулпан Хаматова. Фото В. Прокофьев / ТАСС

2. Юлия Рутберг. Может сыграть женщину, мужчину, старуху, животное, а также неодушевлённые предметы. Комедийный дар – а ему возраст не страшен.

Фото Е.Клементьева / ТАСС

3. Анна Михалкова. Актриса поразительной естественности и разнообразия.

Фото А.Епихин / ТАСС

 

4. Юлия Пересильд. Удивила в фильме «Битва за Севастополь» – вдруг проступило сильное, оригинальное лицо.

Фото С. Виноградов / ТАСС

5. Яна Сексте. Глубокое драматическое дарование (зритель мог запомнить её в «Оттепели» – она играла несчастную девушку-оператора). Если ею заниматься специально, может дать неординарные творческие результаты.

Фото С.Савостьянов / ТАСС

6. Оксана Акиньшина. Замечательная молодая актриса с «тайной лица», но над ней словно витает роковая тень той самой вредной «жертвенности», которая губит актрис. Если избавиться от этой тени – продвинется в игре жизни дальше.

Фото В.Тараканов / ТАСС

7. Галина Тюнина. Звезда «Мастерской Фоменко» в кино снимается нечасто, а жаль. Ею тоже следует заниматься специально, возможности далеко не раскрыты.

Фото А.Мудрац / ТАСС

Перечисленные актрисы – только капля в море. Талантов у нас всегда в сто раз больше, чем места для них! А красота – та пусть делает своё дело: манит, радует, обещает… Всё равно ни одного своего обещания она не выполнит.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram