10.03.2017 00:00:07
9 марта во всём мире отмечают Международный день диджеев, в связи с этим мы решили пообщаться с настоящими мастерами современного музыкального искусства.
Виниловые пластинки
Василий Арсеньев приехал на Сахалин четыре года назад, за его плечами восемнадцатилетний опыт работы в самых востребованных ночных клубах Карелии, Петербурга и Москвы. В 2007м стал совмещать работу ночного диджея с деятельностью ведущего музыкальных программ на радиостанции «Европа Плюс» в Москве. Являлся участником ежегодного фестиваля «Europa Plus Live», в рамках которого выступал на одной сцене с выдающимися музыкантами Sophie Ellis Bextor, Serge Devant, Leonid Rudenko и другими. Любовь к музыке и актёрское образование привили ему особый почерк, стиль диджея теперь узнают многие ценители клубной музыки. Его небывалая энергетика, танцы за пультом и безграничный поток хорошего настроения стали отличительной чертой профессионала. В сетах Арсеньева можно услышать самые популярные хиты, хорошую и качественную, а главное, новую ни с чем не сравнимую музыку.
– У меня была забавная история по поводу того, как я стал диджеем, – вспоминает Василий Арсеньев. – Она началась в 1999 году, когда работал в одном из ночных клубов Петрозаводска. Периодически коллега диджей, ближе к утру, в изрядном подпитии засыпал над пультом. Мне приходилось все время его толкать в бок и говорить, что у него заканчивается песня. Когда мне это надоело, просто взял у него наушники и попробовал играть сам. Поскольку у меня музыкальное образование, то понять, как сводится музыка, было несложно. Технически всё просто, даже в то время, когда играли на дисках. А ещё раньше застал пору, когда диджеи играли на винилах. Видел, как они возили с собой тележки с пластинками, поверьте, это было гораздо сложнее, чем сейчас. В наше время можно воспользоваться обычной флешкой и сводить треки прямо на компьютере.
Сейчас на многих проигрывателях есть специальные эффекты – ты можешь с ноутбука запустить любые звуки, которые разнообразят твой изготовленный «микс». Для работы на танцполе диджею необходим минимум один пульт и два проигрывателя – на одном мелодия запускается, на другом сводится.
– Для тех, кто работает на виниле, главный рабочий инструмент – проигрыватель. От обычного, предназначенного для грампластинок, его отличает только кнопка «Q». С её помощью можно вернуться в начало выбранного трека или любого заданного отрезка мелодии, – рассказывает Арсеньев. – Задача диджея – создать непрерывный «микс», помните, как раньше на дискотеке, когда мелодия заканчивалась – всё останавливалось до следующей песни. Здесь такого быть не должно, нужно из множества треков свести одну музыкальную дорожку с другой, чтобы паузы не возникало. Чтобы это сделать, приходится замедлять или ускорять некоторые композиции. Раньше было сложнее, ведь от изменения скорости воспроизведения менялся голос исполнителя, становился грубее или тоньше. Потом появились кнопки, с помощью которых можно было менять скорость воспроизведения без потери качества. В работе диджея обязателен хороший вкус, есть треки, которые невозможно друг с другом ввести – они разные по стилю.
Есть диджеи, которые работают сразу на четырех проигрывателях. Это настоящие мастера микширования музыки.
– На одном проигрывателе запускают трек, на другом ставят какуюто узнаваемую дорожку. Ещё кусочек дорожки закольцовывают (это называется петля), а сверху накладывают, скажем, вокал с третьего проигрывателя. В общем, целое искусство. Для этого и, правда, надо иметь мастерство, определённый навык, а он приходит со временем, – сказал Арсеньев.
Равнодушная публика
Если работать постоянно, этот навык обязательно появляется, а вместе с ним и так называемые козыри в музыкальной игре диджея. Специальные заготовки, которые, в случае чего, на сто процентов поднимут аудиторию.
– Когда приехал на Сахалин, у меня с собой были такие заготовки, – вспоминает Василий. – Но когда стал играть их, понял, что они не работают. А если играть то, что публика не понимает, ты просто потеряешь её. Люди уйдут с танцпола. Что с этим делать, если честно, не знаю. На Сахалине есть такая проблема. Не знаю, как в других регионах складывается сегодня ситуация, последние четыре года живу здесь и скажу вам: в Южном очень просто быть диджеем. Сейчас есть выход в интернет, есть радиостанции и различные хитпарады. Можно просто залезать на сайт радиостанции, спокойно выискивать там ремиксы, популярные хиты. Дальше народ приходит в клуб, слышит популярную музыку – все танцуют и все счастливы. Но это больше дискотечный вариант, я бы не назвал его клубным. Мне, как диджею, это неинтересно, я застал времена, когда ходили в ночные клубы, чтобы услышать новую музыку. Приезжали другие диджеи, у каждого свой почерк, свои хиты, свои направления – мы жаждали получить чтото новое. А сейчас всё наоборот. Настоящий диджей не обязан скрупулёзно подстраиваться под публику. У него есть свой стиль, свои предпочтения, достаточно просто играть свою программу, а насколько она понравится пришедшим – зависит от совпадения вкусов, который, замечу, у каждого свой.
Музыка с десятилетним стажем
Прямо противоположного мнения придерживается диджей Ник. Он уже десять лет работает на Сахалине и считает главной задачей – ориентироваться на публику. Не важно, какие предпочтения у тебя самого, важно, чтобы то, что ты делаешь, нравилось людям.
– Главное в нашей работе – поиск музыки, популярных хитов. Это залог успеха. Иногда бывали случаи, особенно в начале карьеры, когда ты, несмотря на тщательную подготовку, терпел провал: публика просто не реагировала на музыку. Это непередаваемое чувство. Так что, помимо хорошего музыкального вкуса, у диджея ещё должна быть и хорошая выдержка. В целом профессия довольно увлекательная и весёлая, есть куда развиваться. С моим другом Сашей успели поработать на радио, создали общий проект «Морковник», постепенно перевели его в клуб. Суть проекта проста – выступаем в течение ночи по очереди и гоняем свои треки. Подбираем разную музыку, в основном – это «миксы» популярных хитов, их оригинал можно услышать на самых крутых радиостанциях страны.
За свою многолетнюю деятельность ребята успели поработать и в других городах. Они представляли свои треки в столичных клубах и ночных заведениях Петербурга, но волей судьбы вернулись на Сахалин. До сих пор их работа продолжается, они давно полюбились островной аудитории – теперь званые гости на местных тусовках.
Ночные истории
С улыбкой на лице, всегда подвижный и зажигательный, – вот настоящий образ диджея, таким он должен оставаться в течение всей ночи, что бы ни происходило. А случается разное.
– Сейчас, наверное, такого нет, но раньше частенько приходилось сталкиваться и с угрозами, – вспоминает Василий Арсеньев. – Особенно в 90е, когда какойнибудь подвыпивший мужичок хотел показать своей даме, на что способен. Заказывал, к примеру, музыку, которая совсем не подходила к тематике вечеринки. Стоишь и думаешь, что делать. Можно нарваться на крупные неприятности или вообще домой не вернуться (смеётся). Приходилось както находить общий язык, а если не получалось – делать исключение и ставить то, что просят.
Помнит такие времена и Никита:
– Както в меня стул летел, увернулся елееле, реакция, видать, хорошая. А всё изза того, что попросили поставить другую музыку, а я отказал, так как должен играть свою программу. Сейчас таких гостей просто выводят из клуба, да и люди ведут себя более цивилизованно.
Был случай
Вспоминает диджей Василий Арсеньев:
– Работали както в клубе, я выполнял сразу две миссии – диджея и ведущего вечеринки, где проходили показы мод и другие программы. Сцена находилась в центре зала, а место для диджея выделили на небольшом балкончике, где обычно работал осветитель. Подниматься по лестнице туда и обратно не мог, мы сделали выдвижной подиум, а на него поставили стол с аппаратурой. Получилось так, что я оказался в центре зала – это было необыкновенно – вся энергетика от публики выходила прямо на меня. Но изза того, что подиум был невысокий и довольно непрочный, случился казус. В разгар ночи не совсем трезвый мужчина стал падать, уцепился за стол и потянул за собой всё, что можно. Рухнула вся аппаратура, разлетелась вдребезги. Было очень печально.