Иван ЯНКОВСКИЙ окончил ГИТИС, учился у режиссёра Сергея Женовача. С 2013 года играет в труппе мастера – Студии театрального искусства. Впервые снялся в кино в 9-летнем возрасте – в картине своего великого деда Олега Ивановича Янковского «Приходи на меня посмотреть». Позже Иван сыграл в фильмах «Индиго», «Без границ», «Источник», «Ночные стражи» и др. В 2015 году молодой актёр получил на «Кинотавре» приз за «Лучшую мужскую роль» в картине «Тряпичный союз». В российский прокат вышел новый фильм Павла Лунгина «Дама Пик», где Иван Янковский исполнил главную роль.
- Ваш герой Андрей – оперный певец, жаждущий сыграть Германна в «Пиковой даме». Пришлось с головой погружаться в оперное искусство?
– Я тщательно готовился к этой роли, как любой уважающий себя артист. Но я не певец, не умею играть на музыкальных инструментах. Ещё до съёмок поехал на «Горбушку» и купил все диски с разными вариантами «Пиковой дамы», где партию Германна исполняли Владимир Атлантов, Пласидо Доминго, другие певцы. Я их не сравнивал, все они очень разные – и по импульсивности, и по видению образа. Просто учил партию, слушая музыку беспрерывно – и дома, и в машине, когда ездил на репетиции. В общем, варился в этом котле всё время перед съёмками.
– Кто пел за вас партию Германна в фильме?
– Арсений Яковлев, прекрасный молодой певец, ему всего 24 года. Его очень берегут, такие сложные вещи, как партия Германна, петь в раннем возрасте без специальной подготовки опасно: может надорваться голос, и в будущем он уже не исполнит то, чего от него ждут. Талантливого певца постепенно подводят к тем или иным партиям – к 27 годам, к 30. Важно знать, как его голос развивается.
– Германн – азартный игрок. Вы сами азартный человек?
– Германн-игрок у Пушкина, а мой Андрей другой. И я азартен, как он, а не как Германн – в желании выиграть у Судьбы, победить, добиться тех целей, которые поставил перед собой. Я азартен в спорте, очень его люблю. Мне интересна сама структура игры – баскетбол, футбол, хоккей. У каждого спортсмена есть желание выиграть, взять, скажем, Кубок Стэнли или победить в Лиге чемпионов. Всё это тесно соприкасается и с моей профессией, где режиссёр – тренер, где есть твоя команда артистов. У тебя есть условный мяч, который ты быстро передаёшь партнёру. Игра на сцене, в кадре – это некий пинг-понг. Ты на время уступаешь инициативу другому игроку, потом сам снова включаешься в игру. Так зарождается любое театральное действие и партнёрство.
– Иван, в одном из ваших первых фильмов – «Индиго» речь идёт о необычных детях, с высоким уровнем интеллекта, умеющих читать мысли, понимающих язык животных... Вы когда-нибудь встречали таких персонажей в реальной жизни?
– У меня много товарищей, друзей, которые в хорошем смысле слова «не от мира сего». То, что они задумывают, исполняется. Понятно, они не двигают предметы руками, как «люди икс». И, конечно, их нельзя назвать «детьми индиго», но… Кстати, когда мы снимали фильм, в реальной жизни «дети индиго» только родились. Перед съёмками нам давали какую-то небольшую информацию о них.
У меня тоже есть определённые способности. Скажем, если кто-то меня расстроит, я могу сделать человеку больно на ментальном уровне. Или вот я закидываю в Космос какое-то желание. И мне возвращается. Например, как я получил роль в «Даме пик»? Актриса Маша Курдиневич пришла в театр, где мы вместе служим, в «Студию театрального искусства» Сергея Женовача, и рассказала, что её утвердил Павел Семёнович Лунгин на роль Лизы в картине «Дама пик». «Здорово! – восхитился я. – Я тебя поздравляю, это огромная победа для тебя лично и для нашего театра… А кто герой?» Маша ответила – не могут найти артиста. Тут я подумал, а почему меня не попробовали? Я об этом просто подумал и закинул желание в Космос. А через два дня мне пришёл сценарий. За меня, честное слово, никто не хлопотал! Когда пришёл на пробы, Павел Семёнович достаточно быстро меня утвердил.
– В «Ночных стражах», где вы исполнили главную роль, действуют оборотни, ведьмы и вурдалаки. Вам не страшно «заигрывать» с потусторонним миром?
– Я актёр, хочу пробовать себя в разных жанрах. Хочу ошибаться, что-то находить. Страхи? Да нет, потусторонний мир меня не страшит. Как ни странно, у меня уже есть достаточный опыт работы с мистическим материалом. Например, в театре я играю в «Записках покойника», сейчас репетирую роль Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». Вот с Павлом Лунгиным мы сделали «Даму пик». Мы все с детства помним легенду о Пиковой даме, которую ты можешь нарисовать на морозном окошке, и она сойдёт ночью со стекла и заберёт твою душу…
– Вы снимались в картине «Приходи на меня посмотреть», которую поставил Олег Иванович Янковский. Чему как актёр научились у своего знаменитого деда?
– Я научился у него молчать. Везде – и в жизни, и в кадре. Это вещь очень необходимая. Что такое актёрство? Оно же не только в речи, в словах. Вы помните, как большие артисты умеют молчать в кадре? Как удивительно молчат Роберт де Ниро, Аль Пачино. Олег Иванович Янковский – один из таких «великих молчунов».