На экраны вышел третий американский фильм эпоса о жизни бедной дурочки Бриджит Джонс. Если первая картина («Дневник Бриджит Джонс») была очевидной комедией, про третью такого не скажешь. Личность Б. Джонс уже перестала быть забавной частностью – она рискует стать символическим мегаобразом вроде Дон Кихота.
Дело в том, что Бриджит Джонс – жертва эмансипации. У каждого явления есть солнечная и теневая стороны, и эмансипация имеет свою густую тень – это невозможность для многих женщин выйти замуж и завести детей. И причина тут иная, нежели та, что-де «мужчины не любят умных и больше них зарабатывающих». Бриджит Джонс по всем параметрам не герой эмансипации. Бедная дурочка, кроткий офисный зайчик, в 33 года выглядит и одевается как двадцатилетняя – дома ходит в душераздирающих пижамках, на работу напяливает коротенькие юбочки, на шее носит сердечко. Сто лет назад с такими данными (симпатичная блондинка с приятными округлостями, из крепкого среднего класса) она бы уже нянчила пару-тройку детей. Но у неё в наличной реальности нет никого и нет ничего. И в голубых глазах Бриджит Джонс (Рене Зеллвегер) застыло выражение отчаяния и страха: что вы сделали со мной?!
Она спрашивает современную цивилизацию «передовых государств», которая огромный, важный вопрос об устройстве замужества спихнула полностью на покатые плечики бедных дурочек. Сама-сама-сама. А что она может сама, кроме как засматриваться на своего смазливого босса и на первом же свидании позволить ему всё? Приданое упразднено. Свахи – разве только в телевизоре. Родители Джонс – пара восторженных старичков, ещё глупее её самой. И вот результат – ей 33 года, а она застыла в своём развитии. Добрая, искренняя, совершенно беспомощная девушка. А ведь она, что называется, уже в «бальзаковском возрасте» – в котором великий писатель разрешил французским матронам всё-таки иногда иметь сердечные бури. Что для его времени было сенсацией.
Но в первом фильме это ещё смешно. В третьем – Бриджит Джонс исполнилось 43 года. Её по-прежнему играет замученная неудачными пластическими операциями и голливудской соковыжималкой прелестная актриса Рене Зеллвегер. И смешного в этой картине уже ровно столько, сколько в человеке, попавшем под поезд. Бриджит Джонс внезапно забеременела (в первый раз!) и не знает от кого – то ли от случайного персонажа во время рок-фестиваля, куда она попёрлась в подростковых шортиках, то ли от своего Марка Дарси. Который морочит ей голову уже 10 лет и, разумеется, женат на другой. Вот эта ситуация и муссируется в фильме – как оба вероятных папаши крутятся вокруг живота злосчастной Джонс и, с какого-то дуба рухнувши, страстно желают оказаться отцами. Обхохочешься.
В социальном плане наша Бриджит подросла – она заведует новостями на одном маленьком телеканале. Для вящей убедительности бедолага носит очки, что дела не спасает. Ни на какую осмысленную работу она не способна. Перед нами всё та же симпатичная и добрая дурочка, только пожилая и замученная. Несомненно, она крупно укоренена в реальности – таких в жизни сотни миллионов. Цивилизация мощно плюнула на них, в сущности, украла их жизнь, и теперь выпускает для утешения тысячи пособий типа «Как выйти замуж». И фильмы вроде «Бриджит Джонс».
Ведь в конце картины Бриджит рожает здорового ребёнка, и Марк Дарси (а это красавец Колин Ферт) на ней женится! Ура-ура! Наконец-то, в 43 года всё как у людей – белое платье, свадебный букет, щекастый ребёнок. Ликуйте, сорокалетние девушки, у вас всё ещё впереди. Курите по две пачки в день, напивайтесь сколько угодно, треплите себе нервы в обречённых связях, рыдайте (всё это проделывала наша Бриджит) – счастье всё равно найдёт вас в ваших квартирках с плюшевыми игрушками на диванчиках. Только потом не удивляетесь и не возмущайтесь, если в ваши чистенькие страны хлынет поток других женщин, у которых в 33 года уже по 10 детей. У этих детей, конечно, нет таких дорогих игрушек, как у вашего, вымученного в 40 лет. Зато у них прекрасный аппетит к жизни, и можно не сомневаться – достигнув нужного возраста, эти другие мальчики женятся, а другие девочки обязательно выйдут замуж. Вне «цивилизации» с этим строго. И пособия «Как выйти замуж» им не понадобятся…
Многим женщинам из цивилизованных стран живётся комфортно, они не измочалены тяжёлой работой и частыми родами. Это безусловное благо. Но есть и неприятный полюс у этой «лёгкости бытия» – ретардация, задержка развития, отсутствие нормальной женской жизни. Так мы получаем офисного зайчика, несчастную пожилую девочку Бриджит Джонс, жертву эмансипации, которая грозным обвинением стоит перед цивилизацией с ужасным вопросом: где мой муж? где мои дети? А цивилизация утешает её – потерпи, обойдётся. У нас тут такие прекрасные технологии есть, что ты и в 60 сможешь получить на руки маленьких гомункулусов. И вообще, скоро детей можно будет выращивать на специальных фермах, и ни к чему будет утруждать свой животик. Беременность, роды – всё так сложно, тяжко, кроваво…
– А мне-то что делать? – спросит Бриджит Джонс. – Мужа хочу!
– Ты уверена? – спросит цивилизация. – А как-нибудь так, между собой, вы, девочки, не можете устроиться? Парни вот смекнули, что к чему... Да ладно, не парься. Мы с учёными что-нибудь придумаем. А пока смотри кино.