Аргументы Недели Петербург → Культура № 36(527) от 15.09.16

Борис Грачевский: Наш детский кинематограф умер

, 18:44

Художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш» Борис ГРАЧЕВСКИЙ в интервью корреспонденту «Аргументов недели» рассказал, почему современные дети не смотрят советские фильмы, и с сожалением отметил, что детский отечественный кинематограф умер и едва ли возродится.

С Борисом Грачевским мы встретились в петербургском «Мюзик-холле», в котором 17 сентября состоится премьера музыкального спектакля для детей «Чудо-Юдо» по мотивам фильма «Варвара-краса, длинная коса» Александра Роу. Это именно его рука появлялась из колодца и напоминала царю о том, что за ним имеется «должок».

– Вы ведь живой свидетель съёмок того фильма.

– Нас осталось в живых двое – я и Татьяна Клюева, исполнительница роли Варвары. Она сейчас живёт в Севастополе, надеюсь, организаторы пригласят её на премьеру этого прекрасного мюзикла.

– У вас, наверное, есть специальная миссия на этой премьере?

– У меня здесь одна миссия – порадоваться успеху ребят. И я хочу сказать важнейшую вещь: любая возможность сделать праздник для детей – это здорово. Потому что чаще мы думаем о детях только на словах, а до реального дела у нас руки не доходят. Поэтому я рад, что появился ещё один качественный спектакль для детей.

– Мы живём в постоянной спешке и не замечаем каких-то мелочей, а они очень важны в воспитании детей.

– В моём фильме «Крыша» как раз говорится о том, как важно быть внимательными к своим детям, иначе ребёнок может оказаться на краю крыши. В этой картине одна из героинь на родительском собрании задаёт очень важный вопрос: «А вы знаете, с кем за партой сидит ваш ребёнок?» Вот это очень важно для меня. Родители должны чаще общаться со своими детьми, вместе ходить в кино и театр. Мы, когда снимаем «Ералаш», учитываем этот момент, что его будут смотреть не только дети. Как говорил мой учитель, ребёнка рассмешить легко, достаточно показать палец. А вот рассмешить чем-то детским взрослого человека – задача не из лёгких.

– Почему наши старые добрые детские фильмы не интересны современным детям?

– Это грустная история, но вы правы, те способы изложения и повествования, к которым мы привыкли, например, в фильмах Александра Роу, категорически не проходят у современных детей. «Ералаш», кстати, тоже сильно изменился, потому что сегодняшнее восприятие детей совершенно не соответствует тому, что было раньше.

– На мой взгляд, раньше «Ералаш» был интереснее.

– Мне часто приходится это слышать. Но мы ведь при его съёмках прежде всего ориентируемся на детей, а им нужно совсем другое. Они с удовольствием смотрят новые серии. Они ведь живут совсем в другом темпе, они сильно поменялись. Они не могут следить за сюжетом, они его теряют по дороге десять раз. Поэтому мы делаем наши сюжеты из маленьких смешных эпизодиков, которые соединяются вместе в какую-то красивую массу. Я каждый раз, будучи экспертом детского кинематографа, говорю: на кой чёрт вы выделяете деньги на то, что никто не будет смотреть. Когда есть «Гарри Поттер», «Аватар» и т.п. Кстати, наша публика тоже помолодела, если раньше нас смотрели школьники, то теперь дошколята. Моя дочка Василиса постоянно просит показать ей «Ералаш», а ей всего 4 года. У неё есть любимая серия, в которой учительница говорит ученику, что он выпил из неё всю кровь, и называет его вампиром. А он обзывает её ведьмой. В итоге она превращается в ведьму, а он – в вампира. Так вот Василиса, всё время просит: «Папа покажи кино про монстриков». Вот так вот.

– Неужели сказки Роу детям вообще не имеет смысла показывать?

– Имеет! Их нужно показывать, но не 15-летним подросткам, а 5-летним малышам. Их ещё «цепляют» советские мультфильмы и детские фильмы.

– В каком вообще состоянии пребывает наш детский кинематограф?

– Он умер, и думаю, не поднимется. А мировой жив, но ушёл к «аватарам».

– Но, может быть, всё-таки есть шанс возродить и наш?

– Если только анимацию. Она жива и бьёт рекорды. Кстати, наши былинные мультфильмы очень хороши. Всё дело в том, что экшен вытеснил чувственную сюжетную часть, к которой мы привыкли. И с этим ничего поделать нельзя. Поэтому я и говорю: если есть возможность, то нужно в раннем детстве показывать наши фильмы и мультики малышам. В них есть чувственность. Например, для меня «Маугли», созданный в России, намного круче диснеевского, где слоны поют песенки. Это такая ерунда. А в нашем «Маугли» заложены интересные и важные вещи, а не только одна развлекуха.

– Американское кино движется в сторону «Аватара», это для развития кинематографа хорошо?

– Для кинематографа неплохо, а вот для развития детей – спорный вопрос. Самое страшное для детей всё-таки – это свинка Пеппа (британский мультсериал из коротких мультфильмов по 5 минут. – Прим. авт.), это как телепузики. Любой ребёнок в возрасте 2–3 лет, под свинку Пеппу может съесть всё, что ему дадут, потому что он на это не обращает внимания. Понимаете, вот это страшно.

– Раскройте секрет, как вам удаётся на протяжении стольких лет быть интересным детям?

– Я их слышу и чувствую, я знаю, как они меняются. А они очень сильно изменились, у них другой язык, другой темп жизни. И дело не в модных гаджетах или соцсетях, а в том, что они другие.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram