20 июля – юбилей народной артистки СССР Людмилы ЧУРСИНОЙ. Слава её, одной из главных красавиц 60–70-х годов, исчезнет разве вместе с советским народом, а до этого ой как далеко. С 1984 года по нынешний день Людмила Алексеевна работает в Театре Российской армии, так что и фильмы можно пересмотреть, и в театр сходить. То есть пожить в радости.
Чурсина приехала из Великих Лук в Москву на пару с подругой – собиралась поступать, между прочим, в МАИ. Самолёты хотела строить наша красавица, но пошла за компанию показываться в театральные вузы и была принята сразу в три. (Подругу же не приняли ни в один, она была явным орудием судьбы – ничего не поделаешь!) После окончания Щукинского училища Чурсину опять-таки брали в несколько театров – да и всю жизнь вроде бы такое желание («взять себе Чурсину») в окружающих не ослабевало. Так и кинематограф по-мужски, хищно и властно, с «Донской повести» (1961), «взял себе Чурсину» с её ослепительной, головокружительной красотой. То и дело в кинематографе 60-х героинь Чурсиной убивали из вожделения, из мести или страха. Нельзя было на такой жениться, только ноги сами несли в заветную избушку к проклятой колдунье! «Угрюм-река», «Виринея», «Олеся», «Журавушка» – наваждение только крепчало. Чурсина и потом была хороша, да и сейчас прекрасна, и, кстати, в популярных сериалах снимается: в «Маргоше», в «Интернах» – но, конечно, камера 60-х что-то высвечивала в ней невероятное. Таких на весь мир – всегда горстка. Вечная Женственность, разумеется, русский лесной-степной вариант, но особенной складки: Чурсина была и покорительницей, и жертвой одновременно. В её обольстительности таились и покорность, и возможная гибель. Женский вызов был мощный, но не агрессивный, без всякой злобы, без стервозности.
Кстати сказать, тип красоты Чурсиной несколько опередил своё время: высокая, худощавая, длинноногая, она пришлась бы ко двору как модель в 80–90-е. Но у нас в СССР моделей не было, а были честные советские артистки. В Чурсиной скрывались и характерные возможности (Инка-эстонка в советском детективе «Два билета на дневной сеанс»), однако у кинематографа свои потребности, и он взял от актрисы то, что хотел взять.
Я видела её в 70-х годах на сцене Ленинградского театра драмы имени Пушкина (нынешняя Александринка) в «Детях солнца» Горького, в «Иванове» Чехова. Совсем другая представала перед зрителем Людмила Чурсина – не «русская берёзка», но исполнительница классики, умная, элегантная, трогательная без приторности, сдержанная в эмоциях, строгая, ничего от «звезды», от назойливого театрального «премьерства». А никакого «премьерства» и быть не могло – так уж вышло, что одарена Чурсина в полной мере даром благородной скромности и чуть не вовсе лишена тщеславия. Она всегда серьёзна и собрана, «решает задачи», вникает в суть роли, старается сделать всё возможное – несомненно, она могла бы и самолёт «построить»! В Театре Российской армии занята Чурсина в четырёх спектаклях, мне она особенно нравится в постановке пьесы А. Касоны «Та, которую не ждут» – актриса исполняет сложную, необычную роль… Смерти. (В испанской традиции Смерть – частая гостья в искусстве.) Чурсина в этом спектакле – порядочная, умная, усталая, работящая женщина, лишённая всех обычных человеческих радостей, ведь она не смеет даже ребёнка по голове погладить. Величественная и жалкая, несчастная и грозная, «Та, которую не ждут» – сыграна и смело, и сдержанно, с чувством меры.
Удивительно симпатичная фигура в нашем искусстве – Людмила Чурсина. Никакой «пены», никакого «шума и пыли», одна работа – серьёзная, основательная. Получилось у человека не остаться в прошлом (как бы прекрасно оно ни было), но «прирастать с возрастом», меняться, не теряя себя, жить в своём времени – но не растворяться в нём. Здоровья и новых работ Вам, Людмила Алексеевна!