Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Закончился 51-й Международный кинофестиваль в Карловых Варах, месте культовом для бывших советских граждан. Да и сейчас тут и там звучит русская речь. Доносилась она и с экранов кинозалов, где шли многочисленные программы фестиваля.
Главная из программ – конкурсная – включила на этот раз фильм нашего соотечественника Ивана И. Твердовского «Зоология», премьера которого состоялась на «Кинотавре-2016». Про героиню фильма, у которой стал расти хвост, пошёл слух среди курортников, обсуждающих эту новость у целебных источников. Узнав, что я из России, многие (слышу впервые за много лет) говорили: «Вау! Какое интересное кино снимают в вашей стране!»
Напомню, что героиня фильма, обнаружив у себя хвост, не очень волнуется по этому поводу. Она ведь работает специалистом по кормам в зоопарке, вся её жизнь проходит среди хвостатых, и в принципе ничего необычного в этом не видит. Но всё-таки идёт в поликлинику, где её направляют на рентген. Рентгенолог при виде хвоста, лишённого мохнатости, сам не свой, и после совместного распития спиртных напитков где-то на соломе в зоопарке, куда они проникают ночью, вступает в сексуальные отношения с героиней, осыпает её поцелуями и заканчивает тем, что сосёт кончик её хвоста. И тут героиня понимает, что она не чувствует ничего, потому что в хвосте у неё нет эрогенных зон, а молодой рентгенолог не хочет удовлетворяться старым казацким способом! И тут происходит облом, хвост утрачивает смысл.
«Кинотавр» отметил актрису Наталью Павленкову, играющую героиню, призом за лучшую женскую роль. МКФ в Карловых Варах тоже не прошёл мимо фильма и наградил его создателей вторым по значению Специальным призом жюри, так что 15 тыс. долл. режиссёр и продюсер разделят пополам.
Однако на нашу «Зоологию» Восточная Европа ответила своей зоологией. Приз за лучшую режиссуру получил Damjan Kozole за фильм «Ночная жизнь» (Словения, Македония, Босния и Герцеговина), в котором особо примечательной режиссуры я особенно не заметил, но тема его оказалась довольно пикантной. Мы застаём мужа и жену, героев фильма, в том возрасте, когда совместная сексуальная жизнь уже перестала для них быть интересной. Их сын-студент учится где-то за границей, не путается под ногами, и пара занята своими делами. Муж – адвокат, довольно неприятный с виду, у него какой-то зоб вместо подбородка и солидный живот. Но долго видеть нам его не придётся, потому что ночью его тело, искусанное собакой, найдут велосипедисты на обочине шоссе. Причём рядом с ним будет лежать фаллоимитатор. Адвоката увозят в госпиталь, жене сообщают, что жить он будет, хотя потерял много крови. Когда её после многочисленных безуспешных попыток всё-таки пускают к телу, пока идёт подготовка к операции, она обнаруживает возле него этот фаллоимитатор и похищает его. Далее вся её деятельность после допроса в полиции, где ей намекают на параллельную «ночную» жизнь, которую мог вести её муж, направлена на то, чтобы ценой подкупа ликвидировать сообщение об орудии сексуальных утех, найденных при её муже, из сопроводительной медицинской документации. Но это сделать будет невозможно, и репутация её мужа висит на волоске. К такому адвокату в случае утечки информации едва ли выстроится очередь клиентов.
А Гран-при в этот раз достался фильму «Это не время для моей жизни», режиссёр Szabolcs Hajdu ,Венгрия. Действие фильма не выходит за пределы апартаментов, где проживает молодая семья с пятилетним сыном и куда ночью вламывается сестра хозяйки с мужем и дочкой, так как им не удалось пристроиться в Шотландии. Исследованию отношений между семьями и посвящён фильм, которому не удалось меня увлечь. Отторжение началось с первых кадров, когда пятилетний спиногрыз на протяжении пяти минут бьёт чем-то типа молотка по тазику. Но раз жюри выразило такое прихотливое мнение, оставлю его без комментариев. Добавлю только, что актёр Szabolcs Hajdu, снявшийся в этом фильме, получил приз как лучший актёр. Стоит отметить, что в этом году все основные призы достались фильмам из бывших соцстран.
Вот и «Серебряный глобус» как лучшая актриса получила Zuzana Maurery за роль в фильме «Училка» (Чехия, Словакия). Фильм переносит нас в ранние 80-е, когда в социалистической Чехословакии вопросы коммунистической идеологии были ещё актуальны. Учительница младших классов знакомится со своими учениками, предлагая каждому подняться, представиться и заодно рассказать о своих родителях. Узнав, чем они занимаются, героиня начинает их использовать в своих целях. А ради успехов детей родители не могут ей ни в чём отказать. Кто-то помогает по хозяйству, кто-то с ремонтом. Но вот отец одной из учениц, будучи работником аэропорта, но не имеющий никакого отношения к лётному составу, после отчаянной неудачной попытки передать пирог для московской родственницы героини с экипажем самолёта, вынужден ей отказать. В результате девочка получает двойку. Травля заставляет её совершить неудачную попытку самоубийства. Тогда по просьбе родителей девочки завуч созывает собрание, на котором предлагается собрать подписи других родителей для обращения к начальству, чтобы отстранить училку от работы. Собрание с переменным успехом длится весь фильм, разделив героев на тех, кто прогибается, тех, кто сомневается, и тех, кто стоит твёрдо. В результате училку отстраняют. Но вот страна избавляется от социалистического ига, порождением которого была училка. И что мы видим: какой-то знакомый силуэт в школьном коридоре. Следующий кадр – наша училка, причёсанная по-новому, знакомится с очередным классом и вкрадчиво так просит детей представляться и называть, кем работают их родители…
Западная Европа, Турция и Канада, призов не получили, а США и вовсе были вне конкурса. На закрытии показали «Светское общество» Вуди Аллена. Что ж, этот фильм бесспорная «открывашка» (Канны-2016) и «закрывашка» (ММКФ‑2016) международных кинофестивалей. А мы расстаёмся до августа, когда я дам традиционный обзор фестиваля отечественного кино «Окно в Европу». До свидания, пока-пока.