В Иркутск уже во второй раз приехал молодой петербургский театр «Мастерская» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Григория Козлова. В отличие от первого раза, когда коллектив в сентябре прошлого года, волнуясь, открывал Вампиловский фестиваль спектаклем «Старший сын», сейчас, кроме вампиловской пьесы, артисты привезли еще пять названий. Показы проходят на главной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова.
Во второй раз показывать вампиловского «Старшего сына» на легендарной сцене, где в свое время состоялась его мировая премьера, причем при участии самого автора, петербуржцам было уже не так страшно. Впрочем, как признались артисты, все равно волнительно. «Мастерская» вообще подходит ко всем своим показам гиперответственно — то ли в силу своей молодости (театр возник в Петербурге лишь в 2010 году, и артистам, работающим в нем, в среднем по 25-30 лет), то ли по настоянию ее художественного руководителя, одного из самых серьезных российских театральных режиссеров Григория Козлова.
«Старший сын» театра «Мастерская» — история об одиночестве, связи поколений и желании человеческого тепла. Недаром спектакль начинается не с вампиловского текста, а с трогательного рассказа актеров об их собственных родителях, бабушках и дедушках — это личное отношение переносится затем и в само действо, которое воспринимается как нечто вневременное, вечное. Хотя герои одеты по моде 60-х и с упоением поют советские шлягеры, зритель видит историю, которая могла бы произойти и сейчас. Ведь та вечная русская действительность, которую описал драматург, несмотря на прошедшие полвека, никуда не делась — на улицах все те же грязь и разруха, но в домах обязательно кое-как обустроенный уют, в людях все та же подозрительность и в то же время невообразимая доверчивость.
Поэтому и артистам веришь как-то безоговорочно, несмотря на то, что здесь 30-летние без всякого грима и прочих театральных примочек могут играть как 16-летнего подростка Васеньку, так и возрастного отца семейства Сарафанова. Вообще, молодость театра, пожалуй, его главный козырь, но Григорию Козлову удается еще сохранять в ребятах дух ученичества в хорошем смысле этого слова, лабораторного поиска, а значит постоянного творческого роста. Вероятно, поэтому для этих актеров нет невыполнимых задач, и они одинаково органично существуют, например, в роли пингвинов (в спектакле «У ковчега в восемь», показанном во второй день гастролей) и в драме «Зори здесь тихие» (он будет показан в четверг, 26 мая).
«Мы привезли вам такой репертуар, с которого, по сути, начинался наш театр, — рассказывает Григорий Козлов. — К нему относится и спектакль по Вампилову, и «Два вечера в веселом доме» по повести Куприна «Яма», и «Женитьба Бальзаминова» по Островскому. Спектакль «У ковчега в восемь» родился из актерской читки, которую делала Екатерина Гроховская. Он подходит как для взрослой, так и для детской аудитории, что, кстати, можно сказать о большинстве наших постановок. И даже «Бременских музыкантов», которые вроде бы адресованы детям, всегда с удовольствием смотрят и взрослые. А вообще у нас довольно обширный репертуар в театре — от Достоевского до новой драмы. В Иркутск мы привезли еще «Зори здесь тихие» по Борису Васильеву, этот спектакль тоже вырос из нашей театральной мастерской. Мы постарались привезти такие постановки, которые больше отражают суть нашего театра».
Театр «Мастерская» приехал в Иркутск в рамках большого федерального проекта «Большие гастроли», который уже третий год организует министерство культуры России. Благодаря этой инициативе жители 46 регионов с апреля по ноябрь этого года смогут увидеть более 200 спектаклей 26 ведущих театральных коллективов Москвы и Санкт-Петербурга. В прошлом году по этой же программе в Иркутске проходили гастроли театра Et cetera Александра Калягина, а два года назад — МХТ имени Чехова.