В галерее Ковчег (Трубниковский переулок, 22, строение 2) открылась выставка, посвященная 100-летию художника, гения мозаичного искусства Тамары Андреевны Шиловской. Впервые на выставке представлены произведения живописи, графики, скульптуры, мозаики 1950–2000-х из собрания семьи художника. Масштаб дарования и профессионализма поражает каждого, кто посетил выставку.
Тамара Андреевна Шиловская родилась в Петрограде в апреле 1916 в семье архитектора. Отец умер от туберкулеза, когда девочке было всего пять лет, однако его образ «человека не от мира сего», преданного не только архитектуре, но также живописи и поэзии, по свидетельству самой Шиловской, повлиял на ее дальнейшее становление и выбор профессии. В 1936 она поступила во Всероссийскую Академию художеств, откуда была изгнана после двух лет обучения. «Чистке» подверглись преподаватели и студенты, не стремившиеся следовать установкам социалистического реализма. По словам Тамары Андреевны, «этот бескрылый и очень банальный натурализм» был ей глубоко чужд. После исключения она училась в мозаичной мастерской, где, копируя античные образцы, овладела техникой классической римской мозаики.


Впрочем, исполнению более или менее масштабных заказов всегда сопутствовала творческая работа иного рода. На протяжении всей жизни Тамара Шиловская занималась станковой живописью и графикой. Произведения 1930-х – середины 1940-х не сохранились, а вот последующие десятилетия представлены в ее наследии достаточно полно. К концу 1950-х художница окончательно отказалась от техники «холст, масло» и предпочла работать темперой на бумаге – этот способ живописи (несмотря на бумажную основу, Шиловская относилась к своим темперным листам именно как к живописи) стал для нее главным. Круг сюжетов был намеренно ограничен мотивами, окружавшими автора в повседневной жизни. Портреты друзей и знакомых, интерьеры, городские и природные пейзажи, цветочные натюрморты, обнаженные – такого набора ей вполне хватало, поскольку задачи ставились, прежде всего, формалистические и колористические. Сама Шиловская утверждала, что ее живопись «не с натуры, а по поводу натуры». Работа красками всегда шла об руку с рисованием – эти две составляющие творческого процесса были для автора неразрывны и дополняли друг друга.
