8 марта, аккурат в день рождения Андрея Миронова, в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова состоялась церемония вручения национальной актёрской премии «Фигаро». Создатель премии – художественный руководитель театра, народный артист России Рудольф Фурманов придумал «Фигаро» для поддержки и поощрения русских актёров. «Премия не носит состязательного характера, бессмысленного в среде творцов» – так сказано в резюме.
Лауреатами премии «Фигаро» стали, как и в предыдущие годы, абсолютно уникальные люди. Вначале «Фигаро» под дружный вопль зала вручили Василию Борисовичу Ливанову. Затем потянулась вереница ослепительных вахтанговцев: невероятная Юлия Константиновна Борисова, Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Юлия Рутберг. Ещё добавили блеска Татьяна Пилецкая, Эрнст Романов, Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд. Лауреатом премии стала также народная артистка Азербайджана Людмила Духовная, актриса Русского драматического театра имени Самеда Вургуна (Баку), работающая там с 1964 года. Кому тут с кем соревноваться!
«Актёры должны оживлять общество» – говорит один персонаж в пьесе Островского «Без вины виноватые», и актёры не подвели: все, без различия возрастов и званий, были бодрыми, звонкими, радостными. Как Миронов в своих лучших ролях. Видео с Мироновым то и дело возникало на экране, поселяя в душах приятную грусть. «Нет, не представить нам Андрея в 75 лет», – говорили в тот вечер… Вот не соглашусь: прекрасно представляю. Конечно, у него был бы свой театр, как у Калягина, Джигарханяна и Безрукова, и ещё три-четыре жены, и туча превосходно сыгранных ролей. Он и сейчас, как идеал и кумир, присутствует в культуре – Юлия Пересильд, к примеру, сказала, что за время работы над ролью Сюзанны в «Женитьбе Фигаро» пересмотрела классический спектакль Плучека десятки раз. И каждый раз обмирала от восхищения Мироновым.
Но что же делать, дабы восторг от актёрской игры не ушёл из театра сегодня? Хотя бы признавать актёра, любить актёра, поощрять актёра. А не вещать с видом комиссара, что актёры-де тормозят новаторские процессы в театре будущего, где артиста в прежнем объёме и значении не должно быть вовсе. Хотелось бы всем телом затормозить новаторские процессы, поскольку этот «театр будущего» в том виде, в каком он проявляется в настоящем, – отвратителен.
Поразительно красивы, с безупречной благородной речью и гордой осанкой, были почтенные актрисы, чей творческий путь начался в 50-х годах, – Юлия Борисова и Татьяна Пилецкая. Они и сегодня выходят на сцену, выказывая недюжинную энергию и даже озорство. И пусть выходят как можно дольше, тем более перед глазами вдохновляющий пример – В.М. Зельдин, разменявший вторую сотню лет. Долгая жизнь бывает наказанием, а бывает и наградой – среди творческих людей она чаще всего награда. Ведь актёры – как правило, люди незаурядной энергии и повышенной жизнеспособности.
Юлия Пересильд принимает поздравления
Взять того же Рудольфа Фурманова, отметившего уже своё 75‑летие. Во время церемонии он переодевался несколько раз, то вылетал на сцену, то взлетал на балкончик в зале, чтобы следить за ходом церемонии, торопил, распоряжался, на ходу что-то исправлял и менял – словом, производил впечатление того самого Карлсона с моторчиком, которого так божественно озвучил некогда лауреат «Фигаро» Василий Ливанов. Без такого моторчика, конечно, любое дело рассыпается, однако волновался Фурманов зря – ведомая прекрасными артистами «Русской антрепризы» Инной Волгиной и Олегом Куликовичем, церемония шла ритмично и гладко, без казёнщины и обычного пафосного лицемерия. Вот актёры затеяли игру – каждый раз, выходя на сцену, якобы «путали» отчество Фурманова, и он оказывался у них то Абрамовичем, то Соломоновичем, то Ивановичем, то Петровичем (он Давыдович). А вот знаменитый танцовщик Владимир Васильев приглашает потанцевать только что закончившую свой номер прославленную балерину Юлию Махалину. Кто подыграет на рояле? Из зала охотно выдвигается композитор Максим Дунаевский – есть кому подыграть! Васильев и Махалина осторожно делают тур вальса – осторожно, потому что театр «Русская антреприза» совсем маленький и сцена у него крошечная.
Дунаевский тоже получил премию, то есть фарфоровую статуэтку Миронова в коронной роли, как и чудесный руководитель петербургской Джазовой филармонии Давид Голощёкин (представителям «смежных областей», музыкантам, драматургам, журналистам тоже иногда вручают почётного «Фигаро»). Когда назвали Голощёкина, он встал и начал играть на трубе – пояснив позже, что ведь не все в зале знают, кто он такой и чем занимается. Уж не знаю, обо что надо удариться головой, чтобы не знать Голощёкина, однако его очаровательная скромность приятно удивила. Хотя обычно музыканты, за редким исключением, по этой части вменяемы. Они не режиссёры-новаторы драматического театра, им партитуры и инструменты творить не мешают…
Забавно, но во время церемонии получилось так, что три Юлии, представительницы трёх поколений – старшего, среднего и младшего, – шли подряд одна за другой. Борисова – Рутберг – Пересильд. И все три своим великолепием опровергали печальную мысль о распавшейся связи времён. Тут как раз была связь – Юлия Борисова в своё время была первой исполнительницей роли Гели в «Варшавской мелодии» Зорина, а Пересильд прекрасно сыграла эту же роль совсем недавно. Юлии рулят! А Рутберг… «Люблю актрису Рутберг, а что ещё с ней делать? – сказала, вручая приз, критик Т. Москвина. – И желаю ей, чтобы режиссёры подвергли её и в кино, и в театре разнообразным испытаниям. Чтобы она играла старух и стариков, детей и животных, а также инопланетян, неодушевлённые предметы и природные явления. Таким образом мы опытным путём установим границы её дарования, пока что нам неизвестные…»
Андрей Могучий вручает приз Сергею Маковецкому
Впрочем, и границы дарования Марии Ароновой или Чулпан Хаматовой тоже пока не установлены – актрисы явно способны на чудеса. А уж про Сергея Маковецкого что толковать, это артист-универсум. Вручавший Маковецкому «Фигаро» худрук БДТ Андрей Могучий намекнул, что в воздухе носится идея пригласить в БДТ Маковецкого (на роль). Это было бы замечательно, поскольку в БДТ большие проблемы с труппой. И не только с труппой.
Концертная часть церемонии была совсем невелика – певица Эстер Устаева исполнила песню Исаака Дунаевского да обаятельнейшая актриса «Антрепризы» Ксения Каталымова укатала публику комическим номером (из зала на сцену рвётся полусумасшедшая поклонница). Однако количество знаменитостей было таково, что специально взбадривать аудиторию и не приходилось. Ведь среди «вручантов» оказались Светлана Крючкова, Людмила Поргина (её муж Николай Караченцов присутствовал в зале), Владимир Васильев, Георгий Штиль, режиссёры Валерий Фокин и Алексей Учитель…
Кому было положено, кого ждали и ждут, кого любят и кем восхищаются, кто жизнь свою тратит на творчество и умножение радости – те все приехали.
Премия «Фигаро-2016»: только лично в руки
Российская Национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» ежегодно присуждается в Санкт-Петербурге 8 марта в день рождения великого артиста.
Премия основана в Санкт-Петербурге 1 июня 2010 года. Учредители – Санкт-Петербургский театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и правительство Санкт-Петербурга.
Создана по инициативе учредителя театра – народного артиста России Рудольфа Фурманова в связи со 100-летием со дня рождения н.а. СССР Марии Владимировны Мироновой (7 января 2001 года) и 70-летием со дня рождения её сына, корифея русской сцены, н.а. России Андрея Александровича Миронова (8 марта 2011 года).
Символом Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» является изображение А.А. Миронова в роли Фигаро на сцене Московского театра Сатиры.
Главный приз, выполненный в виде фарфоровой статуэтки высотой 35 см из бисквитного фарфора с росписью, разработан скульптором Мариной Никольской на Императорском фарфоровом заводе и представляет собой А.А. Миронова в роли Фигаро в костюме из пролога спектакля «Женитьба Фигаро» Московского театра Сатиры. Его поза – реальная поза Миронова в роли, ставшая совершенной. И найденный случайный естественный жест – левая рука легко скользит верх – стал неслучайным. В нём выброс пальцев Фигаро-Миронова – почти точное повторение буквы «V» – символа победы.
Материал, из которого изготавливается Главный приз Премии, выбран в качестве любимого изобразительного материала актёрской семьи Мироновых – Менакера, коллекционировавших фарфор, в том числе Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова (ныне Императорского фарфорового завода, разработчика и изготовителя Главного и Специальных призов премии), а также в качестве материала, наиболее близко передающего тепло и красоту актёрских образов, имеющих колоссальные традиции создания артистических достижений в виде коллекций фарфоровых фигур.
Каждому лауреату премии вручается символ Главного приза лауреата премии – фарфоровая статуэтка из расписного бисквитного фарфора, изображающая Андрея Миронова в его коронной роли Фигаро, и Памятный Диплом.
Специальный приз – фарфоровая миниатюра, изображающая Андрея Миронова в трёх ролях полярных театральных жанров: Фигаро, Дон-Жуана и Хлестакова, символизируя универсальность актёрского дара артиста и раскрывая суть актёрской премии имени Андрея Миронова, лауреатами которой должны становиться артисты-виртуозы и люди, чья деятельность имела и имеет большое влияние и значение для развития отечественной театральной культуры.
Главные и специальные призы премии именные. Они изготавливаются ежегодно на Императорском фарфоровом заводе по специальному заказу оргкомитета по количеству лауреатов, не подлежат массовому тиражированию.
В 2012 году президентом премии стал Валентин Гафт. Учреждён специальный приз президента премии.
С 2013 года у премии имени Миронова появился приз, которым отмечаются совсем молодые артисты – фарфоровая статуэтка Андрея Миронова в его первой успешной большой роли: Холдена из спектакля «Над пропастью во ржи» по повести Д. Сэлинджера.
В 2015 году был вручён приз «Актёрское братство» – композиция, запечатлевшая А. Миронова и А. Ширвиндта в сцене из спектакля «Женитьба Фигаро». Лауреатом приза стал Александр Ширвиндт.
Среди лауреатов премии: Сергей Безруков, Олег Басилашвили, Олег Табаков, Юрий Соломин, Ирина Пегова, Валентин Гафт, Светлана Крючкова, Инна Чурикова, Вера Васильева, Мария Миронова, Евгений Миронов, Василий Лановой, Игорь Кваша, Владимир Гусев (Ярославль), Марина Карпичева (Вятка), Олег Ягодин (Екатеринбург), Вохобжон Азимов (Озёрск), блестящие петербургские артисты Ксения Каталымова, Аркадий Коваль, Сергей Барковский, Евгений Баранов, Сергей Дьячков, Нелли Попова, Дмитрий Воробьёв, Сергей Бызгу. Среди лауреатов специального приза Даниил Гранин, Алексей Бартошевич, Татьяна Москвина, Вадим Фиссон, Марина Райкина, Павел Рыжков, Василий Сигарев.
Лауреаты премии «Фигаро-2016»
В номинации «Лучшие из лучших» – актрисы Мария Аронова и Юлия Рутберг.
В номинации «Самый лучший» – актёр Сергей Маковецкий.
В номинации «За служение русскому репертуарному театру» –актриса Людмила Духовная.
В номинации «Легенда русского театра» – актриса Юлия Борисова.
Легенда русского театра Юлия Борисова
В номинации «За служение театральному Отечеству» – актёры Татьяна Пилецкая, Эрнст Романов, Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд, а также композитор Максим Дунаевский.
В номинации «Рыцарь искусства» – актёр Василий Ливанов.
В номинации «За то, что инновации в театре становятся искусством» – руководитель Центра проекционных технологий «Викинг» Людмила Точанская.
Специальный приз премии «Фигаро» – мэтр джазового исполнительства Давид Голощёкин и создатель мюзиклов «Бес Снов» и «Одесса. The Musical» Лазарь Эмануилов.