Заслуженная артистка России Елена Всеволодовна САНАЕВА и сейчас много работает. Занята в нескольких спектаклях театра «Школа современной пьесы», снимается в сериалах. Выпустив в 2010 году книгу дневников своего мужа Ролана Быкова «Я побит, начну сначала», готовит к печати издание его статей, интервью и выступлений. По мнению многих зрителей, именно в паре с Роланом Антоновичем Елена Всеволодовна сыграла свои лучшие роли в кино: «Приключения Буратино», «Дни хирурга Мишкина», «Деревня Утка», «Нос», «Искренне ваш…», «Свадебный подарок», «Жил-был настройщик» и др.
- Елена Всеволодовна, недавно в Центральном Доме кино вам вручили медаль Василия Шукшина. И ваш отец Всеволод Санаев, и муж Ролан Быков, и вы были очень дружны с Василием Макаровичем. Чем вам больше всего запомнился этот великий актёр, режиссёр и писатель?
– История дружбы нашей семьи с Шукшиным началась давно. В первой картине, которую он снимал, – «Живёт такой парень», Василий Макарович предложил папе сыграть роль того смущающегося пожилого человека, которого сватает герой Леонида Куравлёва, помните? И когда они говорили по телефону, папа спросил Шукшина: «А кто сценарий написал?» Шукшин ответил: «Я сам». И папа отказался, потому что в те времена это было не очень принято: «сам пью, сам гуляю, сам стелюсь и сам лягаю». Но когда он посмотрел картину, встретив где-то Шукшина, папа сказал ему: «Вася, готов на любой эпизод, с радостью буду у тебя играть!» И Шукшин пригласил его на картину «Ваш сын и брат», за которую они потом получили Госпремию России. Снимали картину в Сростках, экспедиция была довольно продолжительная, потому что тогда кино снимали медленнее, чем сейчас. И папа увидел Василия Макаровича не только в деле, но и в привычной для него, любимой обстановке, на родине. Что, в общем, с его внутренним на родине миром было неотделимо. Они очень подружились на тех съёмках.
Затем была картина «Странные люди», где Василий Макарович и меня утвердил на роль. Я ощущала огромную ответственность и перед отцом, с которым вместе снималась, и перед Шукшиным, конечно. Больше всего мне запомнился взгляд Василия Макаровича. У него глаза были небольшие такие, но эти две дробинки просто вонзались в тебя. Так, наверное, командир во время войны провожает своих солдат на боевое задание: «Не подведёшь? Сделаешь?» И было страшно его подвести, Шукшина…
– А как у вас выстраивались отношения с близкими людьми – с мужем и сыном Павлом Санаевым, когда вы у них снимались? Вы слушались их беспрекословно или возражали по-семейному, если что-то не нравилось?
– Когда ты работаешь с близким человеком, правило одно: он для тебя режиссёр, а ты – исполнитель. Этим всё сказано. Для меня, кстати, Быков специально ролей не писал. Но, видимо, для того чтобы его заполучить в ту или иную картину, приглашали и меня. Ролан Антонович всегда был конструктором своих ролей. Если говорить, например, о «Приключениях Буратино», то я благодарна режиссёру Леониду Нечаеву, который все предложения Ролана принимал с радостью. Потому что есть режиссёры, которые комплексуют из-за того, что не он сам всё придумал. Быков в той картине был, можно сказать, автором нашего дуэта. Эмоции – это, конечно, очень важно, но ещё важно понять, «кто кому дядя». И если ты фонтанируешь и придумываешь какие-то интересные вещи, хорошо, чтобы это не был «арбуз на вырез». Чтобы твои идеи работали и на партнёров, и на всю картину целиком. Мне было всегда интересно подчиняться рисунку, режиссёрскому видению и Ролана Антоновича, и Паши.
– Если попытаться найти какую-то связь по вашей мужской семейной линии, которая не по роду, а по судьбе – Всеволод Санаев, Ролан Быков и ваш сын, режиссёр и писатель Павел Санаев, что вы видите в них общего, какие черты?
– Разные, конечно, люди, разные поколения. Но, я думаю, их объединяет главное – талант. И второе – что и отец, и Ролан прожили очень нелёгкую жизнь, но сохранили чувство достоинства. Ролан вообще был трудоголиком, не знал, что такое отдых. Отдых ему заменяла болезнь. И в Паше я вижу – порядочность, достоинство, трудолюбие. С сыном мы сейчас плотно общаемся и дружим. Делимся планами, проблемами, заботами. Он у меня часто дочку Вероничку оставляет, мою внучку. Ей три с половиной годика, я стараюсь с ней заниматься, книжки читаю, гуляю… В общем, они такие разные – три главных мужчины моей жизни. Но это счастье, что мне по судьбе открылась такая широкая мужская палитра.
– Чем занят ваш обычный день, когда нет спектаклей, съёмок, репетиций?
– Так случилось, что я уже 25 лет живу в Москве в посёлке Сокол, где у меня есть садик на 8 соток. Мы обменяли свою квартиру на этот дом, я переделала помещение для хранения дров и угля в комнату, над ней сделала мансарду. И занялась цветами. Цветы у меня самые разные. Многолетники, тюльпаны, хризантемы, нарциссы, гладиолусы, хосты. Чего только нет! Я купила какие-то книжки по цветоводству, советуюсь с соседями. Какой-то цветок мне подарят, какой-то сама куплю, что-то приживалось, а что-то нет. Но мне вдруг стало интересно покопаться в земле.