Аргументы Недели → Культура № 47(488) от 10.12.15

Мы выбрали не ту модель

, 09:23

На телеканале «Россия» закончился показ сериала «Тихий Дон». Это уже четвёртая киноверсия великого романа, за который в 1965 году Михаил Шолохов был удостоен Нобелевской премии. По мнению постановщика Сергея УРСУЛЯКА, произведения такой силы необходимо экранизировать постоянно, раз в 10 лет, чтобы каждое следующее поколение могло вновь и вновь открывать его для себя.

- Сергей Владимирович, ваша смелость браться за крупные, а значит, и очень дорогостоящие проекты восхищает!

– Смелость не моя – разве что телеканала «Россия-1», который хочет, чтобы зритель приобщался к фильмам по хорошей литературе. С моей стороны случившееся скорее нахальство, но никак не смелость. Но если бы мне нужно было искать деньги, я бы не стал браться. Сие возможно только при условии государственного финансирования, потому что никто другой не может дать денег на такое кино.

– Сравнения с экранизациями «Тихого Дона» ваших тёзок – Герасимова и Бондарчука не боитесь?

– Я не вступаю с ними в соревнование, и моя версия не претендует на полноту. Я всего лишь попытался рассказать известную историю своими словами.

– Но зритель часто бывает жесток.

– А ещё зритель часто бывает глуп. Хотя в принципе к зрителю я отношусь очень хорошо. Но он, как правило, хочет видеть то, что смотрел вчера, кстати, как и большинство продюсеров. Они не готовы браться за что-то новое. Конечно, со временем отношение меняется. Фильм «Исаев» – тому пример.

– То есть зритель дорос до его понимания?

– Не зритель дорос. Просто изменилась ситуация, позволившая фильму выстрелить заново. Такое бывает. После повторного показа «Исаева» мне звонили и говорили, что неправильно к нему отнеслись, когда он только вышел.

– Супруга не обижается, что в таком огромном 14-серийном проекте вы не нашли ей достойную роль?

– Абсолютно точно не обижается, она ведь не сумасшедшая. Да и роль модистки нельзя назвать ролью, всего лишь появление. Лика приезжала ко мне в свободное время. Оказалась рядом и в тот день, когда артистка на роль модистки вдруг заболела. И я предложил роль жене. Лика – мудрая женщина. Мы бы не выдержали столько лет вместе, если бы я всё время думал, не как лучше сделать картину, а как устроить на работу свою жену.

– Роль Григория Мелехова вы доверили 31-летнему Евгению Ткачуку, которого зритель помнит по фильмам «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Бесы» и другим. Сомнений не было, разве он похож на героя, описанного самим Шолоховым?

– Почему-то никто не возмущается, что в фильме Сергея Герасимова 18-летнего Гришку сыграл 42-летний Пётр Глебов… Я очень благодарен Жене за самоотверженность и актёрское мужество. Мы же чуть не потеряли его на съёмках второй серии. Во время драки братьев на сенокосе в какой-то момент вилы у Петра (Артура Иванова) сорвались и пропороли Гришке спину по-настоящему. Евгений доработал съёмки раненый, весь в бинтах. А в 14-й серии ещё и нырял в Дон при нулевой температуре! А как он замечательно держится в седле! Я же утвердил Ткачука на роль Григория, ещё не зная, что он дрессирует на конюшне собственных коней, – поразительное совпадение.

– К казацкой выездке Евгения действительно не придерёшься. Но как вы рискнули взять на роль Аксиньи дебютантку?

– Я наблюдал Полину Чернышову с первого курса, так как она – однокурсница моей дочки Дарьи. И знаю точно, что она может стать очень крупной актрисой. Как и всем, ей, конечно, нужно овладевать профессией, но по части нутра, возбудимости и одарённости совершенно уникальная девочка.

– Ваша Дарья случайно не больше похожа на Аксинью, чем на Наталью?

– Нет, её я даже не рассматривал. Да и в роли Натальи тоже не видел. Пересмотрел 54 актрисы. Когда очередная девочка, которую я вызвал на пробы, не пришла, Даша на том же этаже проходила пробы совсем в другой проект. Я попросил её зайти, подыграть партнёру. Она очень хорошо себя показала, я вызвал её ещё раз и ещё ... Очень доволен, впрочем, как и всеми актёрами.

– В последнее время стало модным вести здоровый образ жизни. Вы замечаете такое по актёрам?

– Да, бывает, днём они занимаются спортом, а ночью – выпивкой. Кто беспокоится о здоровье и личностном росте – таких мало. Зато многие любят пострадать и часто страдают всерьёз. Актёру мало того, что он делает на камеру или на сцене, он хочет большего. Его преследует ощущение недовысказанности. Все они – люди, которых нужно понимать, любить и жалеть. Особый такой общественный слой.

– В каком состоянии, на ваш взгляд, находится отечественный кинематограф?

– По-моему, очевидно, в каком он состоянии – тяжёлом! Кто платит, тот и заказывает музыку. Мы выбрали модель продюсерского кино, которая для нас не годится. В нашей стране кино всегда было режиссёрским. Также считаю неправильной ситуацию, когда слишком много людей обучается творческим профессиям за деньги.

– Кино ещё может влиять на развитие личности?

– В определённом возрасте – безусловно. Когда ты молод, открыт и мало чем наполнен, нужно обязательно посмотреть фильмы выдающихся советских режиссёров: Алексея Германа, Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Владимира Меньшова, Никиты Михалкова, Андрона Кончаловского, Георгия Данелия, Владимира Мотыля, Александра Митты… И тогда вы станете человеком лучше, чем были! По крайней мере на тот момент, пока вы смотрите на экран. Каждая картина идёт почти два часа, но после них почти двое суток вы будете хорошим человеком.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram