В галерее «Дом Нащокина» состоялось открытие выставки художника Владимира Любарова «Импортозамещение». В русской деревне Перемилово, которую художник рисует уже больше 20 лет, с радостью восприняли весть о курсе на собственное производство, поскольку никакого другого и не ведали. Кроме того, в деревню прибыл знаменитый актёр Жерар Депардье, посетил баню, посидел за праздничным столом и заслужил единодушное признание – «Наш человек»! Короче говоря, Владимир Любаров роскошно отшутился от скуки жизни…
Галерея «Дом Нащокина», созданная Натальей Рюриковой, была выселена из своего исторического помещения («АН» писали об этом) и нашла пристанище на Покровке, 3, где снимает теперь три зала. На днях в этих залах образовались столы с тыквами, капустой, яблоками и прочими дарами природы – на этом фоне расположились картины из жизни славной деревни Перемилово. Всё это – и картины, и плоды – вырастил/создал лично Владимир Любаров. Таков его творческий ответ на вызовы времени, и торгово-политические войны тут, конечно, не при делах.
Бывают люди, наделённые тем, что итальянцы называют animaallegro – «весёлая душа». Тем, кто такого счастья лишён, остаётся только завидовать обладателю «весёлой души» – он превозмогает навязанные ему обстоятельства, сочиняет собственный творческий мир, где унылое и противное становится смешным и радостным. Любаров одарён удивительно точной пропорцией сентиментальности и насмешливости, что вызывает у зрителя его картин особенную, умилённо-ироническую улыбку. Среди героев его картин не только люди, но и – зелёный горошек, луковицы, капуста, сливовый мусс и бабушкины прищепки (поразительно, как из «портрета» трёх деревянных прищепок чудится образ самой бабушки!). Однако художник пошёл ещё дальше и создал серию портретов «Бутербродики»: перед нами пока ещё целенькие аппетитные «Бутерброд с колбасой», «Бутерброд с яйцом»… Шутка? Да, но не только. Ведь бутербродики показаны буквально накануне исчезновения – они живут во всей рукотворной красе разве минутку-другую. Художник изъял своих «героев» из власти времени и переместил в свой мир, где всё так прочно, так надёжно, и никогда уже никто не съест бутербродики, они заключены в вечность. Как и трогательный «шашлычок» или монументальная «свинья в апельсинах» (в которых, как известно, она особенно разбирается).
Прелесть тут заключена в остром, творческом чувстве материи мира – тленной, да, но и одушевлённой. Незримые токи пронизывают земную материю, пока она жива, и токи эти – радостные, преображающие. Пока они есть, хороша и прекрасна даже злобная продавщица Марина и прочее кривоногое, косорукое, затрапезное и придурковатое население деревни Перемилово. Оно целиком, как бутербродики, изъято из реальности и перемещено в весёлую вечность. Где нет ни войны, ни преступности, ни властей, ни раздоров – но всегда найдутся немудрёная пища, дивная природа, сколько угодно времени для дружеских посиделок и неисчерпаемые запасы Мировой души для правильного настроения.
Конечно, в деревне Перемилово нашлось место для Депардье – на одной картине он даже «расстраивается», то есть мы видим аж трёх «Депардье» за столом; «безбашенный» артист прекрасно вписывается в творческий мир любаровской деревни, и вообще, можно сделать такую проверку, мысленно пропустить кого угодно через Перемилово и вынести вердикт: годится или нет. Многие, особенно политики, категорически не подходят: нет в них святого простодушия, данного нам от рождения. Но на тех, кто святого простодушия не утратил, а лишь упрятал поглубже, Любаров действует моментально, как пар в бане или луч солнца, угодивший прямо в глаза.
Для бесчисленных представителей «актуального искусства» Любаров с его весёлой душой и изысканным вкусом – какой-то реликтовый ретроградный старичок, хотя он сам отзывается об «актуальном искусстве» снисходительно-добродушно. Это так и надо; не может же художник объяснить, что от одной его картинки вся претенциозная, напыщенная, бездарная скукотища «актуального искусства» просто-напросто испаряется? Мастера обычно скромны, кто что-то знает и умеет, тот понимает, сколь многого он не знает и не умеет. «Актуальщикам» такого не дано.
Владимир Любаров так знаменит, что его бесконечно подделывают – и изощрённо, и простодушно: раскрашивают ксерокопии. У него тьма поклонников, постоянно выходят его книги (Любаров ещё и немножко пишет), по мотивам его картинок снимают анимационные фильмы, открытие выставки привлекло множество посетителей. Но как художник в современной ситуации он одинок, стоит особняком. В далёком Петербурге, конечно, были когда-то дружественные «Митьки», но они давно перессорились меж собой и стали антиквариатом. В случае же Любарова мы имеем счастливое сочетание творческого долголетия с моментальным жизнерадостным противостоянием времени. Не самому времени, конечно (это пока невозможно), – а той куче ни для чего не нужного дерьма, которую именуют «приметами времени». А капуста в мире Любарова становится такой, как задумал её Создатель – овощным женским божеством, а не пошлой кличкой денежных знаков…
Выставка «Импортозамещение» («живопись масляными красками отечественного производства») в галерее «Дом Нащокина» продлится до 18 октября, а затем откроется ещё одна выставка Любарова – на Малой Ордынке, возле дома А.Н. Островского. (Конечно, Островский, создатель «Замоскворечья», – ближайший родственник Любарова с его Перемиловым!)