Главный театр России завершил 239-й театральный сезон двумя сенсациями: первая – мировая балетная премьера «Героя нашего времени» по роману М.Ю. Лермонтова, получившая восторженные отклики в прессе и 20-минутные овации. Поставили «Героя» режиссёр Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. Такого в Большом театре не было давно!
Идея этой постановки принадлежала руководителю балетной труппы Большого театра Сергею Филину. О том, что его должность худрука балета упразднена и вводится новая директорская с организаторскими функциями, под занавес сезона сообщил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин. Это и стало ВТОРОЙ СЕНСАЦИЕЙ. То, что это неизбежно, было понятно на пресс-конференции в июне. Тогда генеральный директор Владимир Урин и музыкальный руководитель Туган Сохиев довольно обширно и ярко представили планы на новый театральный сезон. И тогда же обещали назвать имя нового худрука балета. Но, похоже, НОВОГО ИМЕНИ руководителя балета нет и не будет, и теперь самые главный вопрос – как это скажется на качестве балетных постановок? Останемся ли мы в области балета «впереди планеты всей» и не станет ли балет «падчерицей» в Большом театре? Это будет известно совсем скоро.
Юбилейный, 240-й, сезон откроется 4 сентября на Исторической сцене оперой «Кармен», а первым балетом станет вечный хит «Лебединое озеро». Но уже в октябре в Бетховенском зале состоится премьера детского интерактивного музыкального представления в двух действиях «Байки о лисе, утёнке и Балде». Оно включит в себя три сказочные оперы – Сергея Прокофьева («Гадкий утёнок»), Игоря Стравинского («Байка про лису, петуха, кота да барана») и Александра Праведникова («Сказка о попе и работнике его Балде»). Поставит представление молодой режиссёр Дмитрий Белянушкин, подаривший в прошлом сезоне подрастающему поколению «Кая и Герду».
В это время на Исторической сцене соединят балет и оперу в одно целое. Это будет настоящей сенсацией. Сюита из балета «Щелкунчик» и опера «Иоланта» – два шедевра в одном флаконе. Чайковский мечтал соединить эти произведения в один вечер. Воплощать эту мечту в реальность будут режиссёр Сергей Женовач и музыкальный руководитель проекта Владимир Федосеев.
Декабрь ознаменуется появлением на Новой сцене Большого оперного барокко, что тоже можно назвать музыкальным событием. Опера Генделя «Роделинда» является копродукцей с Английской национальной оперой. Эта постановка уже прогремела в Лондоне. Ставит «Роделинду» британская команда: дирижёр Кристофер Мулде, режиссёр Ричард Джонс. Зрителей ждёт музыка Генделя, приправленная триллером в стиле нуар и сюрреалистичной чёрной комедией. И всё это сопровождается многослойным юмором и вдохновением… Зрелище должно быть достойное!
В начале февраля перенесут на Историческую сцену и возобновят показ легендарного «Дон Кихота». Постановку осуществляет автор ныне идущего балета Алексей Фадеечев, новый облик успел создать покойный Валерий Левенталь, бессменный сценограф всех «Дон Кихотов». Обещают восстановить всё, как было в классической постановке Александра Горского 1900 года, с характерными танцами и жизненной пантомимой. Художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас 18 февраля на Исторической сцене Большого представит позднюю версию оперы Шостаковича «Катерина Измайлова». За пульт встанет Туган Сохиев, а за пластику хористов и миманса отвечает литовский хореограф Анжелика Холина, поразившая Москву пластическими спектаклями «Берег женщин», «Анна Каренина» и «Отелло».
Март порадует любителей современной хореографии. На Историческую сцену выйдут знаменитые авторы – выходцы Нидерландского театра танца: живой классик Иржи Килиан с «Симфонией псалмов», патриарх хореографии Ханса ван Манён с «Вариациями на темы Франка Бриджа» на музыку Бриттена и хореографы Пола Лайтфут и Соль Леон представят балет «Совсем недолго вместе» на музыку Макса Рихтера.
Апрель 2016 года пройдёт под знаком смешной и парадоксальной оперы-буфф Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале». Этот шедевр представит молодёжная оперная команда Большого под музыкальным руководством поляка Михала Клауза и уже знаменитого режиссёра Тимофея Кулябина, который перенесёт действие в современность. Приглашение в Большой театр Тимофей Кулябин получил ещё до скандала с закрытием «Тангейзера» в Новосибирске, а номинация «лучший режиссёр» «Золотой маски» – почётная рекомендация в главный театр страны.
Балетный сезон завершится в июне. Партитура Ханса Вернера Хенце станет главным источником вдохновения балета «Ундина» для хореографа Вячеслава Самодурова. Постановка «драматической легенды в четырёх частях» «Осуждение Фауста» Гектора Берлиоза под музыкальным руководством Тугана Сохиева в постановке Петера Штайна завершит юбилейный оперный сезон. И здесь самая главная проблема состоит в том, чтобы знаменитый режиссёр уложился в обещанные два часа представления.