В театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» (Санкт-Петербург) под руководством народного артиста России Рудольфа Фурманова состоялась премьера спектакля «Страсти по Александру». Это инсценировка классического романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Поставил спектакль актёр театра им. Андрея Миронова - Евгений Баранов, уже имеющий опыт режиссуры. И в этом случае звёзды сошлись удачно: постановка получилась умной, трогательной и богатой актёрскими достижениями.
Чувствительный юноша, настоящий маменькин сынок Сашенька Адуев прибывает из своего поместья в Петербург и попадает под опеку рассудительного дядюшки Петра Ивановича. Первая любовная драма, неудачи в карьере – и юноша теряет щенячье обаяние, постепенно превращаясь в типичного обывателя столицы, искателя денег и чинов. Но драма его не в этом: Сашенька, так сказать, «забетонировал» своё сердце, очерствел, поставил по примеру дядюшки прочную защиту от внешнего мира и скрыл за ней всякие там «нежные чувства». Мол, от них человеку одни неприятности.
(Некрасивый, плотного телосложения, вынужденный всю жизнь служить из-за куска хлеба, Иван Александрович Гончаров и сам обладал таким чувствительным сердцем. Но, в отличие от своего бедного героя, имел литературный талант и был им спасён.) Роман Гончарова неоднократно переносили на сцену, самая выдающаяся постановка была осуществлена Галиной Волчек в «Современнике», дядюшку и племянника играли Михаил Козаков и Олег Табаков. Есть телеверсия, и гурманы могут насладиться актёрской игрой образца незабвенных 60-х годов ХХ века, когда, кажется, во всём мире не было плохих фильмов и слабых актёров.
Спектакль в «Антрепризе» ни в чём не повторяет знаменитую постановку «Современника». Тогда режиссёру была важна актуальная для 1960-х тема превращения восторженных юношей в отвратительных чиновников. В игре Олега Табакова, как всегда крупной и рельефной, переход от милого щеночка к матёрой чиновничьей собаке был сыгран с едкой сатирической весёлостью. И с нотой бесстрашного художественного анализа судьбы своего поколения. Герой новой версии совсем иной.
Сашеньку Адуева играет молодой артист Андрей Аладьин, воспитанник гениального педагога-режиссёра Григория Козлова, играющий в труппе его «Мастерской» Митю Карамазова и Степана Астахова из «Тихого Дона». Мало того что у Аладьина замечательные внешние данные (красавец; похож на молодого Игоря Квашу, только блондин) и незаурядное обаяние, причём строго мужского типа. Он ещё и талантлив от природы, и к тому же прекрасно выучен: словом, на сцене – герой. А роль дядюшки исполняет известный актёр Валерий Дегтярь, получивший возможность показать себя во всём блеске виртуозного драматизма. Но перед нами не пир самодовлеющего мастерства. Перед нами разворачивается драма двух чувствительных людей, один из которых до поры ничем не защищён от сердечных ударов, а другой воображает, будто защищён могучей стеной своей рассудительности и умения жить. Но даже когда дядюшка читает Сашеньке остроумнейшие нотации, в его печальных глазах таится страх боли, страх перед жизнью. Он давно и привычно несчастлив, и в его повадке учителя жизни читается скорее зависть и ревность к «пустоголовой юности», которая может себе позволить радоваться без причины и влюбляться без жалованья.
Художник спектакля Эмиль Капелюш максимально расширил крошечную сцену «Русской антрепризы», создал эмоциональный и динамичный образ спектакля. От Петербурга в нём – тощие деревца в глубине сцены, такие грустно торчат из местных болот; видеопроекции тёмной воды и дождя, две подвижные ступенчатые конструкции и откидные мостики, напоминающие о кораблях. Слева – древняя музыкальная машинка; затейливые пластинки к подобным машинкам также висят на сцене, ведь это – старинная история позапрошлого века. Да только ничего старинного в ней не оказалось. Чувствительный элемент в человеке – называемый сердцем – неизменен. И как защищаться от ударов по нему – неизвестно. И Сашенька Адуев вовсе не превратился из дивного юноши в мерзкого делягу. Он стал таким же несчастным жалким беглецом от жизни, как и его дядюшка. Вот он обзавёлся взрослыми усами, утратил лёгкость движений, прежний пылкий мальчик вроде бы надёжно похоронен в солидном мужчине. Но весёлое ли это дело – стать ходячей могилой себя самого? У него затравленные, больные глаза – точь-в-точь как и у его дядюшки. Обыкновенная история в «Страстях по Александру» – это история о том, как мужчины режут сами себя по живому, отказываясь от «нежных чувств» ради фантомного успеха делаясь несчастными уродами и плодя несчастье вокруг себя.
Весьма хороша в спектакле «женская стихия» – и М. Солопченко (тётушка), проживающая целую грустную историю напрасной любви к мужу, и М. Семёнова (вдова Тафаева), ярчайшая эксцентрическая актриса, и Ю. Скороход (Наденька), трогательная без приторности, и другие. Действие идёт в хорошем темпоритме, пространство освоено разнообразно, все чрезвычайно музыкальны, а сценическое движение ставил удивительный мастер – Сергей Грицай (поразительно, что может этот хореограф сотворить из двух актёров и трёх стульев!). Зритель не скучает ни минуты. Возможно, актёры слишком часто становятся лицом к публике, да во втором действии пару раз терялась энергия. Но это, конечно, поправимые мелочи. Особенно в сравнении с тем, что на сцене «Антрепризы» в который раз уже звучит русское слово в его величии и красоте. А позапрошлого века автор становится понятным, близким и любимым.