Аргументы Недели → Культура № 19(460) от 28.05.2015

Где Раневская нашла «святое искусство»

, 09:31 , Писатель, критик, драматург

Известен ответ Фаины Раневской на вопрос, почему она переходила из театра в театр. «Я искала святое искусство» – «Нашли?» – «Да. В Третьяковской галерее». Я вспомнила эту блистательную реплику, когда, «перебегая из театра в театр» (но как зритель), оказалась в Лаврушинском переулке. Обнаружила грандиозную выставку русского художника Павла Андреевича Федотова. Провела незабываемых полтора часа!

Третьяковская галерея не особо горазда на рекламу. Вот и выставка Федотова обошлась без эффектных плакатов и торжественных анонсов. А Федотова к чему раскручивать? Он классик. Художнику 4 июля (22 июня по старому стилю) исполнилось бы 200 лет, но выставка почему-то до этой даты не продержится, она закрывается 14 июня.

Я к тому, что будет возможность – сходите. Именно по рецепту Раневской, чтоб найти «святое искусство». Вы вряд ли его найдёте в современных кинотеатрах, с трудом отыщете на подмостках театров, но здесь – именно оно, то самое, с гарантией. Выставка собрала все известные жанровые работы Федотова («Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Свежий кавалер» и др.). Но не только. Образ художника раскрыт полностью – присутствуют и его великолепные портреты, и графика, и наброски, и эскизы. Нет только тревожной, экспрессионистской картины «Игроки», но по причине более чем уважительной. Она в Киеве.

Павел Федотов прожил на свете 37 лет. Выпускник Московского кадетского корпуса, он служил в Финляндском полку Санкт-Петербурга, но находил время для посещения Академии художеств, удовлетворяя страсть к рисованию. Академию он не закончил, но его успехи были так очевидны, что бедный художник понадеялся на свой талант и вышел в отставку. Тем более власти империи отнеслись к нему поначалу благосклонно: великий князь Михаил подарил бриллиантовый перстень за картину, изображающую его приезд в полк, император Николай назначил пенсию в 100 рублей (временную). Однако это помогло мало, бедность всё-таки одолела Федотова, он даже не мог позволить себе жениться. Картина «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» с мрачным юмором рассказывает нам об ужасе Федотова перед нищетой. Он остался одиноким и сошёл с ума, умер в психбольнице в 1852 году…

Офицер империи, он был начисто лишён эпического пафоса. Он любил до обожания не фасады империи (которые, как известно, император утверждал лично, синим карандашом), а тёплую живую человеческую «начинку», живущую за фасадами. Федотов любил всех этих девушек без приданого, вдовушек, мелких чиновников, военных в нижних чинах, приказчиков и прочее живьё, бесцельно копошащееся в Москве и Петербурге. Рисунки Федотова поразительны, это своего рода «древнее кино», но ещё поразительнее личность автора, сочетающая острейшую насмешливость с глубинной сердечной нежностью. Вот картинка «Прихожая частного пристава». Понятно, что людская мелочь, топчущаяся в прихожей, принесла различные взятки, один даже притаранил живого поросёнка. Но «разоблачения» здесь куда меньше, чем откровенной симпатии к терпилам – простолюдинам. Над кем Федотов издевается откровенно, так это «баре», и цикл из двух картин «Смерть Фидельки» – тому подтверждение. У барыни сдохла любимая собачка, и её карикатурное отчаяние окружено равнодушием и насмешками челяди. Но саму собачку Федотов явно жалеет, собачка ни при чём…

Федотов подвёл императора со своим «мелкотемьем», то есть пристрастием к живой жизни, от него ждали другого. На рисунке, сделанном Федотовым в психбольнице, Николай смотрит на художника сквозь увеличительное стекло, точно он – непонятное насекомое. Художник, конечно, надорвался, что часто бывает с теми, кто выбился из наезженной колеи и отважно отправился штурмовать высоты искусства. Скоростное, бешеное развитие таланта подрывает здоровье, особенно психику. А тут ещё обстоятельства времени – рынка живописи почти что нет, надо просить милости у властей, а если просишь милости у властей, приходится им что-то давать взамен. Что он мог дать? Федотов даже не смог закончить картину о приезде императора в Смольный институт. Наверное, не было вдохновения. А какую-нибудь «Жену-модницу» изображать (на картине фигурирует уморительная цаца с папироской и стриженными до плеч волосами) у него, понимаете ли, вдохновение было!

Одиночество художника поразительно: где же друзья, где покровители? Ничего, кроме таланта…

Итак, в обществе Павла Федотова, гениального русского живописца, я провела полтора часа. Забыла удостоверение и заплатила за вход 350 рублей. Задумалась… Я тут решила проверить, сколько стоят билеты в различные московские театры. И обнаружила, что это недешёвое удовольствие. 1000–1500 рублей за билет – это считается почти даром. В основном за два билета в популярный театр придётся выложить 4, 6, 10, а то и 12 тысяч рублей.

Соответствует ли цена качеству? Вопрос обширный. Как правило – нет, не соответствует. И получается парадокс: драгоценное, классическое искусство доступно за небольшую цену. «Анну Каренину» или «Преступление и наказание» можно купить за 300–400 рублей, за эти же деньги сходить в Эрмитаж или Третьяковку. Посмотреть в Сети любой шедевр кино можно бесплатно. А вот для того чтобы лично убедиться, что актёр NN играет безвкусно и бездарно, за что ему почти каждый год вручают «Золотые маски», – за это исключительное знание извольте отстегнуть 10 тысяч рубликов.

Удивительно!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram