Аргументы Недели → Культура № 9(450) от 12.03.2015

В Петербург слетелись орлы – не золотые, настоящие!

, 19:42 , Писатель, критик, драматург

8 марта, в день рождения Андрея Миронова в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» (Санкт-Петербург) состоялась пятая церемония вручения актёрской премии «Фигаро». (Приз – фарфоровая статуэтка Миронова в его коронной роли). Ни одна театральная премия не собирает такого количества знаменитостей, как эта. В Петербург реально «слетелись орлы» – не золотые, а настоящие. Потому что ни одна наша премия не замешана на крови влюблённого в театр человека – а эта замешана. То кровь художественного руководителя «Русской антрепризы» – народного артиста России Рудольфа Фурманова!

Нет  у «Фигаро» ни так называемого «экспертного совета» из бесславных ублюдков (их иногда называют «критиками»), ни жюри, которое своим надутым видом частенько прикрывает более или менее коррупционные схемы или создание ложных репутаций. Какие тут к чёртовой бабушке эксперты, чтобы вручить «Фигаро» –скажем, Александру Анатольевичу Ширвиндту? Ему вручили даже два: один как «Самому лучшему», другой – в номинации «Актёрское братство», это специальная композиция, которая изображает Миронова-Фигаро и графа-Ширвиндта в мизансцене из великого спектакля. Нисколько не смущённый присутствием благочестивого губернатора СПб Георгия Полтавченко, великолепный наш Ширвиндт развернул на сцене дивертисмент из актёрских баек, слепленных из неподражаемых модуляций ширвиндтовского голоса. С этими интонациями, как с соусом бешамель, можно съесть что угодно, но пафос ширвиндтовских речей был довольно горький: СМИ вовсю треплют личную жизнь артистов, а талант, а труд напрочь забывают!

Да нет, не забывают. Кроме злобной черни, плюющей ненавистью в Интернете (как известно, «для лакеев нет великих людей»), есть блаженные люди вроде Фурманова. Его любовь к Миронову феноменальна, но не имеет оттенка восторженной бессмыслицы. В образе Миронова Фурманов любит и чтит Актёра. Не жалкую марионетку режиссёрских проказ, а вдохновенного, самостоятельного, творящего Актёра – обладателя настоящей человеческой личности. Такие и царили в этот вечер в «Антрепризе».

Об этом – о том, что наши актёры частенько бывают куда глубже и больше, чем все их роли, и это чувствуется в тайне их личности, говорил уникальный режиссёр Александр Сокуров, вручая «Фигаро» Ирине Купченко. Изысканная красавица, актриса пронзительной душевной структуры, Купченко произвела впечатление интеллигентнейшего человека. Не то университетский профессор, не то, к примеру, известный хирург. И ясно, что Ирина Петровна постоянно читает книги, это всегда по лицу видно, кто читает, кто нет. «Фигаро» получила ещё одна неподражаемая «вахтанговка» – Людмила Максакова, актриса дьявольского темперамента, не знающая рамок амплуа. Максакова (кстати, не имеющая равных в умении одеваться) хоть завтра может сыграть что угодно. Немалое актёрское богатство попало в управление художественного руководителя Театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, которому тоже досталась статуэтка «Фигаро» – видимо, в поощрение и напоминание: не забывать об актёрах.

«Фигаро» получил блистательный танцовщик Владимир Васильев, щедро и разносторонне одарённый человек – он и фотографирует, и стихи пишет, так что на сцене «Антрепризы» состоялся небольшой поэтический турнир: стихи читали и Васильев, и бессменный президент актёрской премии «Фигаро» – Валентин Гафт. «Фигаро» прижал к груди и Владимир Андреев – очень тонкий, умный актёр, экс-худрук Театра имени Ермоловой, покинувший свой пост по доброй воле, чего в Москве вообще-то не бывает. (Там с таких постов выносят только вперёд ногами). «Фигаро» достался Ирине Соколовой, гениальной травести – актрисе ленинградского ТЮЗа, труженице, воспитавшей любовь к театру в тысячах детей. Сегодня эта удивительная театральная «зверюга» по-прежнему не сходит со сцены. Она лишена тщеславия, ей бы только работать.

На церемонии Ирина Соколова вышла в составе квартета уморительных бабушек-певичек из спектакля «Антрепризы» «Баба Шанель» (прекрасные актрисы Лариса Леонова, Вера Карпова, Татьяна Захарова). Внезапно выступление было прервано руганью какой-то хабалки в меховой шапке. Фурия пробралась вперёд, вырвалась на сцену и стала приставать к суперзвёздам, сидевшим в первом-втором рядах. Только когда сумашайка заголосила с неподражаемым акцентом песню Пиаф, непосвящённым стало ясно – это шутка. То была талантливейшая актриса Ксения Каталымова, лауреат «Фигаро» прошлых лет: ведь премия не сосредоточена лишь в руках старшего поколения. Если говорить о среднем поколении, то «Фигаро» вручили Марии Лавровой, дочери Кирилла Лаврова, достойной актрисе БДТ и Дмитрию Певцову (Ленком). Певцов, элегантный без томности, исполнил две песни из репертуара Вертинского, сложенных в мини-спектакль о судьбе балерины – и пел прекрасно, с огоньком и чувством меры одновременно, что в актёрах вообще-то редкость. Вот – в Миронове это было, а теперь можно сказать, что и в Певцове это есть.

Прямо-таки роскошно были представлены молодые лауреаты «Фигаро», две неописуемые красавицы: Евгения Игумнова (Театр имени Комиссаржевской) и Елизавета Боярская (Малый драматический театр). Тут не поймёшь, кто краше – у Игумновой красота изысканная, с китайским акцентом, а у Боярской – инопланетная. Она будто бы из другой материи, из лунного, что ли, камня… А что касается таланта и труда, то обе красавицы трудятся, как рабыни на галере и талантливы несомненно. Только что видела Боярскую в «Леди Макбет нашего уезда» (Московский ТЮЗ, постановка Камы Гинкаса) и могу предположить, что, конечно, перед нами разбег большой актёрской судьбы.

В далёкий город Озёрск Челябинской области отправится «Фигаро», присуждённый артисту театра ЗАТО «Наш дом» Вохобжону Азимову. Конечно, любопытно было бы посмотреть на спектакли театра, но и без этого видно по лицу: перед нами подвижник, чудак, блаженный человек. И его «Фигаро» – это дружеский привет из Петербурга всем чудакам, подвижникам и блаженным людям русского театра. Держитесь, друзья! Помните, что в театре нет и не может быть ничего нового, кроме таланта! Надо петь, танцевать и играть хорошие пьесы близко к тексту!

«Приз Холдена» (Холден – одна из первых ролей Миронова) достался ученице знаменитой Ирины Богачёвой – певице Эстер Устаевой. Надо заметить, «вручанты» зачастую не уступали калибром «получантам». Вручать «Фигаро» на сцену поднимались: актёры Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Игорь Скляр (с бородой, отрастил для съёмок), Юрий Гальцев (насмешил пением), Александр Олешко, Людмила Поргина (Н.П. Караченцов был в зале), Ирина Мазуркевич, Наталья Селезнёва, певица Ирина Богачёва, худрук Александринского театра Валерий Фокин (говорит-то он всегда умно), другие достойные лица… И среди них такая редкая на подобных церемониях птица, как А.Н. Сокуров.

«Фигаро» по традиции получили и не актёры – драматург Виктор Мережко, создатель журнала «Сеанс» и фонда «Антон тут рядом» Любовь Аркус, пианист (аккомпаниатор Миронова) Юрий Маевский. А также драматург Василий Сигарев, который вышел на сцену в шапочке и заслужил реплику Ширвиндта – вот оно, наше будущее! (Да если бы, Александр Анатольевич. Поверьте, уже народилась тьма феноменов куда страшнее Сигарева, он в шапочке, но хотя бы пару неплохих комедий написал, а они уже с рогами и копытами…)

В хорошем темпе провели церемонию обаятельные актёры «Русской антрепризы» – просто голливудская красотка Инна Волгина и Олег Куликович (неподражаемый тембр голоса). И конечно, сам бесподобный и феерический Рудольф Фурманов, который непрерывно бегал взад-вперёд, вверх-вниз, в смертельной тревоге за своё дело.

Но всё получилось, драгоценный безумный антрепренёр! Всё удалось! «Элита по любви», никем нам не навязанная, а выбранная самым демократическим путём, то есть зрительским сердцем – в этот вечер торжествовала.

И это было угодно Аполлону – Аполлону, богу искусств и повелителю муз. Муз, а не мух.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram